IV Епархиальные рождественские чтения в Петушках. Секция «Новомученики и исповедники Русские в истории Церкви и государства».

17 октября 2018 года в центральной районной библиотеке города Петушки в рамках IV Епархиальных рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» прошла научно-практическая конференция секции «Новомученики и исповедники Русские в истории Церкви и государства».

Перед началом конференции ее участники собрались в храме Святителя Афанасия Ковровского в г. Петушки, где совершили панихиду по пострадавшим за веру в годы гонений на церковь в ХХ веке.

В заседании секции приняли участие настоятель Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), руководитель Миссионерского отдела Александровской епархии протоиерей Александр Брагар, руководитель Богослужебного отдела Александровской епархии иерей Димитрий Черепанов, насельница Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова монахиня Сергия (Каламкарова), иеромонах Серафим (Катышев), научные сотрудники и преподаватели Православного Свято-Тихвинского государственного университета, клирики и миряне Александровской епархии. На конференцию приехали потомки и родственники нескольких священников, пострадавших за веру в 1930-е годы: Ульяна Львовна Адамия, внучка протоиерея Василия Смирнова; Чусова Ирина, двоюродная правнучка репрессированного протоиерея Петра Успенского, в последние годы жизни служившего в Успенском монастыре г. Александрова, отправленного в лагерь на Cоловках. Впервые в заседании секции о новомучениках приняла участие Синельникова Ольга из г. Орехово-Зуево, внучка протоиерея Ивана Васильевича Васильева, священника Владимирской епархии, заключенного в Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерьв центральной части Казахстана).

Открывая конференцию, настоятель Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев) напомнил о том, что кровь пострадавших за веру есть семя церкви, из которого произрастает духовная жизнь последующих поколений христиан. С тревогой отец настоятель говорил и о церковных событиях сегодняшнего дня, призвал к трезвенности и памяти о том, что гонения на церковь могут стать в ближайшее время реальностью для наших малороссийских братьев.

В своем докладе «Трагедия Бутовского полигона: судьбы мучеников Петушинского района и их гонителей» руководитель епархиального миссионерского отдела протоиерей Александр Брагар рассказывал об истории Бутовского полигона и о расстрелянных священниках, служивших в годы гонений в храмах Киржачского района, о психологическом портрете палачей и особенностях ведения следственных дел.

Доклад насельницы Успенского монастыря г. Александрова монахини Сергии был посвящен духовному подвигу христианской молодежи, посвятившей свою жизнь Церкви в двадцатых годах 20-го века, в эпоху усиливающихся гонений. Она рассказала о судьбах пятерых молодых людей, которые избрали путь креста Христова и не потеряли чистоты веры в годы тяжелых испытаний для Церкви.

Историей исповеднической жизни Татьяны Харламовой, келейницы епископа Германа Вязниковского, поделилась Александра Георгиевна Вигасина (Воробьева), преподаватель церковно-славянского языка Свято-Тихоновского Православного Университета.

С интересом был воспринят доклад иеромонаха Серафима (Катышева), автора книги «Петушки обетованные», на тему «Новые материалы о Петушинском периоде жизни святителя Афанасия». Выступающий поведал о духовных чадах владыки —  сестрах Золотовых, а также о свидетельстве схимитрополита Зиновия из Тбилиси, последнего насельника Глинской пустыни.

В своем докладе «Опыт реконструкции церковной жизни в Киржачском районе в 1930-е годы по материалам следственных дел священнослужителей» прихожанка Свято-Воскресенского храма с. Воскресенье Надежда Александровна Самочатова поделилась опытом знакомства с жизнью церкви в годы советской власти. Основу доклада составили архивные документы, живые воспоминания жителей деревень Киржачского района,  анализ сведений из баз данных о новомучениках и исповедниках веры. Надежда Александровна отметила, что, изучая обстоятельства жизни каждого священника, важно иметь в виду его церковное окружение: круг общения, знакомств, качество личных встреч. При чтении отдельного жизнеописания может сложиться впечатление изолированности священника и его семьи, но это, конечно, не так. Несмотря на угрозу преследований, церковные и глубоко верующие люди не могли не встречаться и не общаться.

Доклад ученицы 7 класса Марковской общеобразовательной школы Петушинского района Софьи Гуляевой, подготовленный под руководством иерея Романа Клинкова, стал живым рассказом  о том, как учащиеся кропотливо собирали сведения о жизни пострадавшего священника Александра Померанцева, уроженца с. Марково, о встречах с потомками, жителями окрестных деревень. Софья поделилась своими наблюдениями о том, что до последнего времени люди пожилого возраста боялись рассказывать о своих предках,
пострадавших в годы гонений даже своим детям, многие из которых не знали, что их прадеды были священниками.

Прихожанка Свято-Воскресенского храма с. Воскресенье Екатерина Зонова подготовила содержательный рассказ о жизни и исповедническом подвиге Сергея Иосифовича Фуделя. В своем докладе она подчеркнула целостность жизни и веры Сергея Иосифовича, мирянина, который шел по пути добровольного обнищания и  отречения от собственной жизни  ради сохранения жизни Церкви. Его книги дают возможность прикоснуться к опыту его личных отношений с Богом и глубокому знанию Церкви, лучшим образом свидетельствуют о том, что люди, идущие этим путем, уже здесь, на земле, становятся причастными Свету.

Прихожанка храма Рождества Иоанна Предтечи г. Санкт-Петербурга Мария Сергеевна Родигина представила воспоминания учителя географии Петушинской школы А.И.Рождественского (1885-1962) как важный источник исследования быта дореволюционной России.

Выступающие неоднократно обращали внимание на то, как мало сохранилось документов, доступных для исследований. Тем большую ценность представляют доклады, прозвучавшие на прошедшей конференции.

После конференции участники посетили домик священноисповедника, епископа Афанасия Ковровского, в котором святитель проживал с 1955 по 1962 годы и нес свой молитвенный и пастырский подвиг в последние годы своей жизни.

Новости епархии | Окт 18, 2018

Статью прочитали:

73 раз


Последние опубликованные новости на сайте: