Настоятель: Протоиерей Дионисий Николаевич Комчихин
Адрес: село Лыково, 601810, п/о Небылое, Северный выезд из Владимира дорога на Юрьев-Польский. На 31 км левый поворот с указателем «Небылое 0.3», далее по селу Небылое 1км, в центре села развилка и правый указатель «Лыково». 4км до с. Лыково, асфальтированная дорога.


Село Лыково, основанное купцом Лыковым в 16 веке. И до 1764 г. было вотчиной Козьмина Яхромского монастыря. В книгах патриаршего казенного приказа 1635 г. записано: «Церковь Христова мученика Георгия в вотчине Козьмина монастыря селе Лыкове дани 4 алтына 5 денег».

Запись под 1687 г.: «В Козьмине монастыре вотчине село Лыково, от монастыря 2 версты, а в нем церковь во имя святого мученика Георгия древяна клецки, крыта тесом об одной главе, главы и шея обшиты чешуею, крест железный, олтарь круглый, в церкви царские двери, сень и столпцы писаны краски ветхи, по правую руку царских дверей Спасов Образ Нерукотворен писан краски, венец на золоте». Одновременно с церковью великомученика Георгия в Лыкове существовала церковь Святителя Николая, тоже деревянная, с деревянной же колокольней.

В 1808 году священник села Михаил Михайлов от лица всех прихожан обращается с прошением к епископу Ксенофонту о построении вместо деревянных храмов одной каменной во имя Покрова Богородицы с приделами в честь великомученика Георгия и святителя Николая. На построение храма жителями села было собрано две тысячи рублей. Проект нового храма был утвержден и начато строительство, но собранных средств на осуществление проекта не хватает и в 1811 году благословляется строительство храма по новоутвержденному проекту, на что преподается храмозданная грамота.

В 1816 г. было закончено строительство трапезной части и в этом же году по прошению священника Ивана Торопского, церковного старосты крестьянина Ивана Прокофьева и мирного старосты крестьянина Каллистрата Федорова с пришлыми людьми, состоялось освящение новоустроенных приделов ключарем кафедрального собора иереем Иоанном Доброхотовым.

В 1823 г. строительство было завершено и 1 октября храм был торжественно освящен Преосвященным Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым). Об этом событии свидетельствует надпись на северной стене центрального алтаря: «Жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа устроися во имя Покрова Пресвятыя Богородицы тщанием прихожан. Освящен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича Преосвященным Парфением архиепископом Владимирским и Суздальским 1823 года октября месяца в 1 день на праздник Покрова Богородицы. Украшен по стенам живописными изображениями в 1838 году».

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. 35-метровая высота внутри летнего храма с шестиярусным иконостасом, выполненным в стиле классицизма; великолепные настенные изображения – во всем чувствуется неземное, уходящее ввысь, к Престолу Самого Господа. Фасады здания оформлены лопатками и пилястрами и завершены треугольными фронтонами.

Храм строился и благоукрашался на средства прихожан о чем свидетельствуют дарственные надписи на некоторых иконах и утвари. Икона Александра Невского с резным киотом устроена: «15 мая 1883 года в память благополучно совершившейся коронации Его Величества Александра III от усердных крестьян деревни Чурилова и других прихожан». Во второй половине 19 века по заказу прихожан на святой горе Афон были написаны две иконы – Иверская и великомученика Пантелеимона. Иверская икона особо почиталась прихожанами, о чем свидетельствует богатая риза с эмалевыми накладками. В настоящее время икона почитается как чудотворная: зафиксировано несколько случаев исцелений от астмы, инфаркта и др.болезней. В 2005 году состоялось освящение источника в честь почитаемого образа, был воздвигнут крест. В 2007 году икона обильно мироточила, что засвидетельствовано Правящим архиереем.

Приход храма был большим и согласно «Клировым ведомостям за 1912 год 2-го Благочиннеческого округа Владимирского уезда» по штату при церкви положено было два священника, диакон и два псаломщика. Земли при церкви было: усадебной вместе с церковным погостом 3 десятины, пахотной 34 десятины 855 квадр.сажен, в том числе смежно с церковной усадьбой при деревне Пушкине покосной земли неизвестное количество. Храм был огорожен каменной оградой, внутри которой погребались знатные особы. Рядом с храмом располагалась каменная часовня для выноса умерших, построенная в 1862 г. В советские годы часовня и ограда уничтожены. На храмовой колокольне имелось три колокола: 239, 60 и 5 пудов, последний сохранился до наших дней. К церкви села Лыково была приписана церковь Апостолов Петра и Павла в с.Косагово, построенная в1826 году тщанием поручика Голобовского . В советское время храм был закрыт и разрушался, в настоящее время храм восстанавливается.

В селе также имелась кладбищенская церковь в честь Воздвижения Честного Креста, деревянная, построенная в 1863 году прихожанами в честь избавления жителей села от болезни холеры, которое произошло в 1848 г. и 1 августа 1863 г. В 1911 г. храм был обнесен деревянной оградой. В 30-е гг. храм был разобран, а кладбище нарушено, но не уничтожено, свое предназначение осуществляет и до наших дней. Волей Божией на месте, где стоял храм были погребены священники служившие в Покровском храме в советские годы иерей Емелиан Илларионович Авдеев и Протоиерей Михаил Федорович Соловьев (+ 1950-е гг.). В 2005 г. на месте, где стоял храм был установлен 3-метровый поклонный крест с памятной надписью, которая гласит: « Крест сей установлен при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в год от Рождества Христова 2005 месяца августа в 1/14 день на месте разрушенного в 30-е годы ХХ века храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и в память избавления села Лыкова от болезни холеры в 1863 году».

20-30 годы двадцатого столетия стали трагичными для большинства храмов, которые сначала закрывались, а потом или превращались в склады, клубы, или разрушались. Лыковский храм был спасен от закрытия и поругания благодаря стойкости церковной старосты Овчинниковой Татьяны Егоровны и прихожан. Несколько раз комиссия из Небылого приезжала для изъятия ключей и закрытия храма, но Татьяна Егоровна в эти моменты покидала село и пряталась в лесу, куда жители приносили ей пищу, В дни обысков у Татьяны Егоровны ключи приходилось прятать даже в самых интимных местах – и все это, чтобы спасти храм от большевиков. Комиссия несколько раз предпринимала попытки без ключей попасть в храм, но всякий раз этому мешала самоотверженоость Лыковцев и жителей деревни Слуды, которые живым кольцом ограждали храм, неся дежурство и в ночное время. Представители новой власти не намеревались отступать и для устрашения прихожан, начальник комиссии выстрелил в храмовый крест – следы от пули до сего дня видны на кресте. Чтобы спасти храм, Татьяна Егоровна едет в Москву, где в Кремле работала ее родная сестра Горева Евфросиния Егоровна (Георгиевна), занимавшая пост наркома легкой промышленности страны. По свидетельству очевидцев Татьяне Егоровне устроили встречу с Калининым и Ворошиловым, которые и дали старосте т.н. «охранную грамоту» на храм. Ей не хватило каких-то двух часов для спасения колоколов, которые были сброшены и разбиты. Разбитые колокола были переплавлены , а маленький колокол, который только треснул, занял свое место только в 1985 г.

Храм ни на один день не был закрыт для совершения богослужений ( с1937 по 1944 гг. в храме не было священника по причине их арестов, но верующие приходили на молитву самостоятельно). В алтаре храма сохранилась записанная на листе старой бумаги молитва о спасении России в годину гонений, написанная Протоиереем Александром Ключаревым, который был арестован в 1937 году.

С именем храма связан арест Епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). 26 ноября 1925 г. Владыка Афанасий возглавил службу в день престольного праздника храма великомученика Георгия, где на Всенощном бдении сказал проповедь, которую расценили как антисоветскую. После богослужений Владыка был арестован. Из показаний священномученика протоиерея Вениамина Благонадеждина занимавшего должность священника Троицкой церкви с.Чеково: « 26 ноября в престольный праздник святого Георгия я был старостой Ершовым и священником Ключаревым от имени церковно-приходского совета церкви села Лыково приглашен для участия в богослужении: всенощной 25 ноября и литургии 26 ноября 1925 г. Ключарев мне говорил, что они просили епископа Афанасия приехать для архиерейского богослужения. Я в богослужении участвовал как за всенощной, так и за обедней, во время совершения епископом Афанасием службы. За вечерним богослужением 25 ноября старого стиля епископ Афанасий сказал проповедь, смысл которой в общих чертах сводится к следующему. Он Церковь разделил на два течения. Одно, которое держится старых форм и учения, а другое – отделившееся с новыми формами, идущими вразрез со старыми, обрисовав обновленцев как фальшивую монету, ибо они так же молятся, так же крестятся, но на самом деле они церковной благодати лишены как нарушители церковных канонов. Прямо в своей проповеди, что от обновленцев нужно избавиться, их гнать из приходов, он не указал, но в общем проводил в проповеди такую мысль, чтобы миряне вразумили обновленцев-священников и просили бы их раскаяться, ибо Церковь принимает кающихся. Также в своей проповеди он не говорил о том, что от обновленцев нужно избавиться как от приверженцев советской власти и к этому не призывал молящихся. Вторую проповедь он сказал за литургией 26 ноября после чтения Евангелия на тему праздника, обрисовав великомученика Георгия как образец веры и христианской жизни, указав, что он подвергался за веру мучениям: колесованию, был брошен в известковую яму и т.п. Какова должна быть вера Христова при современных условиях, он не обрисовал, но говорил вообще о вере Христовой. Содержания, даже приблизительного не помню. О том, что в настоящее время при современных условиях существуют за веру Христову гонения, а также наводящие мысли на это в его проповедях, первой, так и второй, я не слыхал, но уверенно сказать, что он этого не говорил, не могу, т.к. я, возможно мог прослушать».

Ограда, церковное кладбище и Воздвиженская церковь были уничтожены.

После отца Иеронима в храме служили священник Алексий Демьянчук, иеромонахи Космо-Яхромского монастыря ( храм в свое время был передан в их ведение), священники Владимир Онищенко и Андрей Кочетов , при котором в храме проведен ряд ремонтно-восстановительных работ. В настоящее время приход храма весьма малочислен, летом побольше число прихожан, настоятелем храма с 2004 г. назначен священник Дионисий Комчихин. При храме действует летняя Воскресная школа.