Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (ст. ст.) 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. С детских лет он отличался глубокой религиозностью и любовью к богослужению, потому после окончания духовного училища продолжил свое обучение сначала в семинарии города Владимира, а затем в Московской духовной академии. Особенно серьезно будущий владыка углубился в вопросы литургики и агиологии. В богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту богослужебных книг. Еще в Шуйском духовном училище Сергий Сахаров пишет свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Академическое его сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» уже свидетельствует о большой осведомленности автора в вопросах церковной гимнологии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь.
По завершении образования Сергей Григорьевич принимает монашеский постриг с именем Афанасий и вскоре его рукополагают в иеромонаха. Церковные послушания владыки Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя. Но в полную силу ученого-богослова владыка вошел в родной Владимирской семинарии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия. Его вводят в Епархиальный совет, возлагают ответственность за состояние проповеди на приходах епархии. Он же заведует беседами и чтениями при Успенском кафедральном соборе, освещая многие злободневные вопросы тогдашнего времени.
Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В это время начали часто собираться так называемые «епархиальные съезды», на которых поднимали голову люди, враждебные вековым православным устоям русской жизни. Все это требовало строгой церковной оценки и должного отпора.
В лавру преподобного Сергия в 1917 году съехались представители всех российских мужских монастырей. На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 годов, где работает в отделе по богослужебным вопросам.
В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на «Господи, воззвах» по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем Божией Матери пред наиболее чтимой в этой области иконой Ее. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь «Яко же плод красный…». Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон.
Революция пронеслась по России, как смерч, пролила море христианской крови. Новая власть начала грубое глумление над мощами святых угодников Божиих, истребление духовенства и разорение православных храмов. Верующий народ видел в непрекращающихся бедствиях в нашем Отечестве, гонениях на Церковь Христову исполнение грозных пророчеств о гибели Русского Царства, превращение его «в сброд иноверцев, стремящихся истребить друг друга».
Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его из архимандритов во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, 10 июля 1921 года. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Однако уже в следующем году он был арестован и приговорен к году заключения, что стало началом исповеднического пути епископа Афанасия. В одиночке Таганской тюрьмы он освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся в изгнание. Близкие передали Владыке облачения, крест. Обвиненный в «возмущении верующих масс на религиозной почве», епископ Афанасий, как «социально опасный человек», был приговорен к высылке из пределов Владимирской губернии административным порядком в Зырянскую область сроком на 2 года.
После возвращения из ссылки епископ назначается управляющим Ивановской епархией и окормляет свою паству, несмотря на угрозы со стороны властей. В 1927 году следует новый арест и святителя отправляют в Соловецкий лагерь на три года, где его здоровье было окончательно подорвано после заболевания сыпным тифом.
Но и на этом исповеднический подвиг епископа Афанасия не закончился, и после освобождения из лагеря и трехлетней ссылки в Сибирь его вновь отправляют в лагерь по нелепому обвинению в связи с Ватиканом. Новым местом лишения свободы стали Беломорско-Балтийские лагеря, где святитель провел пять лет. В лагере недолго работал инкассатором, после того, как уголовники похитили у него деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады.
Несмотря на все тяжести лагерной жизни и на болезнь, дух епископа Афанасия не был сломлен, и он по-прежнему резко осуждал власть за гонения на Церковь. Его непримиримая позиция и критика действий правительства привели к тому, что в 1944 году епископ снова был отправлен в лагерь на восемь лет. 9 ноября 1951 года окончился последний срок почти 30-летних лагерных мытарств 64-летнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о своей дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии).
Духовный сын и друг епископа Егор Седов ездил в Москву и хлопотал об освобождении епископа Афанасия. Наконец в марте 1955 года ему удалось забрать совершенно больного епископа Афанасия из дома инвалидов, взяв его на поруки. Епископ был в полном изнеможении, едва ходил. Егор Егорович привез его в Тутаев, к себе домой. До конца октября прожил владыка в его доме. В 1958 году прокурор Владимирской области на запрос о реабилитации владыки писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя Церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.
Последние годы земной жизни еп. Афанасий жил в Петушках, это были годы затвора и ученого подвижничества.
Скончался 28 октября 1962 года в 8 часов 15 минут. Отпевание в Успенском кафедральном соборе Владимира совершили архиепископы Онисим (Фестинатов) и Симон (Ивановский) в сослужении 17 священников. Погребение святителя, совершившееся с таким торжеством и без препятствий со стороны властей, было чудом, свидетельствующим о его праведности. Святитель Афанасий был похоронен на Введенском кладбище близ Князь-Владимирского храма города Владимира, слева от могилы его матери. 21 марта 1989 года был реабилитирован прокуратурой Владимирской области.
Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.
Обретение мощей святителя было назначено на 14 октября, в праздник Покрова, после обедни. И в этом опять было чудо. 14 октября 2000 года приходилось на субботу, и работы по поднятию мощей начались в 12 часов. Около семи часов продолжался подъем. Осторожно и неторопливо раскладывались косточки, которые на белой подложке стола матово отливали темным воском и подтверждали истину: по свидетельству афонцев, которые каждый год перекладывают из могил в костницу подошедшие по сроку останки насельников монастыря на Святой Горе, восковой цвет говорит о святости монаха. Во время вечернего богослужения в Князь-Владимирской кладбищенской церкви, которое совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, состоялся выход к месту погребения епископа Афанасия. Там был совершен полиелей, и потом под величания святителю монашеского хора святые мощи торжественно были перенесены в храм. Здесь присутствующие могли впервые приложиться, припасть к святыне. На следующий день, 15 октября, в воскресенье, за Божественной литургией, которую отслужил правящий архиерей, состоялся молебен святителю и крестный ход с мощами вокруг храма.
Тогда же, в 2000-м, после Петушков грандиозный крестный ход увидел и город Владимир. Это произошло 29 октября, когда ранним утром более тысячи верующих под колокольный звон передвижной звонницы от Князь-Владимирской церкви двинулись к Богородице-Рождественскому монастырю. Иереи бережно несли мощи святителя Афанасия, а за ними шли иерархи: митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, митрополит Рязанский и Касимовский Симон, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
Торжества продолжились в Христорождественском храме. Здесь была совершена соборная служба святым Владимирской земли, канонизированным на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 13—16 августа 2000 года: святителю Афанасию, праведному Петру Великодворскому и преподобному Алексию Зосимовскому.
С тех пор рака с мощами святителя Афанасия находится в храме Рождества Христова Богородице-Рождественского мужского монастыря.
Статью прочитали:
раз