18 июня (по юлианскому стилю)/ 1 июля (по новому стилю) Православная церковь чтит икону Пресвятой Богородицы Боголюбивую, или Боголюбскую. Этот день – престольный праздник в Боголюбской церкви города Александрова.
В конце XVIII века в городе Александрове было создано новое городское кладбище. До этого умершие погребались при своих приходских церквях. В 1800 году на деньги, пожертвованные разными лицами, на кладбище была построена каменная церковь в стиле классицизма, которую освятили во имя иконы Божией Матери Боголюбской. Вскоре в 30-ти метрах от нее возвели каменную ограду с колокольней. Церковь была приписной к собору, и отдельного причта в ней не было: богослужения совершались соборным духовенством (в штате которого было 3 священника, 2 диакона, 2 псаломщика), а в особых случаях также причтом Преображенской городской церкви. В «Историко-статистическом описании церквей Переславского и Александровского уездов», составленном В. Г. Добронравовым (1895 г., с. 280), сообщалось, что «в пользу служащих в этой церкви внесено разными лицами в банк 5860 р., с которых получается процентов за поминовение усопших 245 рублей».
В 1829 году при Боголюбской церкви иждивением купцов города Александрова Михаила Матвеевича Каленова (ок. 1767 г.р. — † до 1835 г.) и Федора Николаевича Баранова (1779 г.р.) были построены приделы во имя великомученика Феодора Стратилата и святой великомученицы Варвары.
Для Боголюбской церкви выбирали своего церковного старосту. С 1908 года им был потомственный почетный гражданин Николай Алексеевич Первушин. К 6 мая 1913 года за труды для церкви его Высочайше наградили серебряной медалью с надписью «за усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди. К 1928 году старостой был Федор Дунаев.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 7 мая 1922 года в Боголюбскую церковь прибыла специальная комиссия. Изъятие происходило в присутствии церковного старосты Федора Дмитриевича Щенникова и представителей от верующих – Анны Никитичны Лавровской, Лидии Григорьевны Михайловой и Ивана Васильевича Баркова. Члены комиссии отобрали ценности по списку из 28-ми пунктов. 24 предмета церковной ризницы верующим разрешили оставить в храме, взамен приняв серебро на их стоимость. Три предмета, имеющие художественную ценность, были отобраны для передачи в музей: потир 1829 г. в стиле ампир, ризы с иконы Нерукотворного Спаса из алтаря над царскими вратами и с иконы Толгской Божией Матери из придела Федора Стратилата.
Завяление о проведении крестного хода
Завяление о проведении крестного хода 1 июля 1928 года
В начале марта 1929 года власти закрыли Христорождественский собор, оставив верующим лишь Боголюбскую церковь. Но, изучив состав соборного духовенства, и убедившись, что оно придерживается тихоновского, патриаршего направления, александровские представители советской власти запретили служить и в Боголюбской церкви. Якобы «временно», до заключения нового договора с общиной. Но только уже с другой общиной – с обновленческой, то есть с раскольниками, сотрудничавшими с безбожной властью. К тому же обновленцы, имевшие свою базу – «епархию» в Преображенской Струнинской церкви, тоже в это время лишились храма, который был закрыт. В апреле 1929 года Боголюбская церковь города Александрова была зарегистрирована обновленческой, и ее причт возглавил бывший струнинский протоиерей, лже-епископ Алексий Рождественский. С ним переехал в Александров свой обновленческий штат. Служить с обновленцами согласились также священники, ранее державшиеся в стороне от раскола – протоиереи Петр Чернов и Петр Александровский, а также диакон Федор Антропов. Войти в обновленческую общину согласились немногие из прихожан. В подавляющем большинстве это были малограмотные люди, не только не разбиравшиеся в богословских вопросах и тонкостях церковной политики, но и не умевшие даже расписаться. Документы от их имени в государственные органы власти составляли весьма образованные лже-архиереи. Алексей Рождественский в 1929 году скончался, его преемниками на «Александровской кафедре» были обновленцы Александр Петрович Введенский (с октября 1929 г. по март 1935 г.), Софония Трофимович Яскевич (с 20.10.1935 г. по март 1936 г.) и Николай Петрович Автономов (с 27.04.1936 г.).
В июне 1929 года Горсоветом к церкви был перенесен базар, и площадь у церкви получила название «Базарная». Ответственный за антирелигиозную работу в уезде представитель Союза Воинствующих Безбожников (СВБ) забил тревогу в местной газете «Голос труда»: «попы будут всякими способами привлекать в церковь приезжающих крестьян». Срочно началась агитационная работа за закрытие церкви. В организациях, среди женщин и детей начали собирать подписи «за закрытие кладбищенской церкви». Предлагалось использовать ее здание под дом культуры, под техническую станцию, под столовую или общежитие. Подключили и Госстрах: с церковной общины стали требовать двойную сумму и без того немалой страховки. К концу года церковь была опечатана. Настоятель «архиепископ» Александр Введенский начал переписку с властями, настаивая на незаконности закрытия. 28 августа того же года Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе решение Ивановского Облисполкома от 27.12.1930 г. о закрытии отменил.
Но, увы, церковь все же оставалась во власти «обновленцев», большинство из которых к тому же славилось невысоким уровнем нравственности.
В 1934 году были сняты для переливки «под нужды промышленности» 6 колоколов (в 310, 110, 41, 4, 2 и 2 пудов весом). Сам колокольный звон запретили еще ранее. В начале февраля 1936 года Ивановский Облисполком разрешил александровским властям разобрать здание колокольни. Сохранились фотоснимки момента взрыва.
К октябрю 1936 года противникам обновленчества удалось добиться, несмотря на яростное сопротивление обновленцев, разрешения служить с ними совместно в Боголюбской церкви. Храм разделили, в одном из приделов служили «обновленцы», в другом, в свое время – «староцерковники-тихоновцы», которых обновленческий «архиерей» Автономов в своих петициях обзывал «белопоповцами» и даже «иноверцами», донося об их «антисоветской агитации» в НКВД.
С начала осени 1937 года начались аресты священнослужителей Боголюбской церкви, а также наиболее активных прихожан. По делу церково-монархической организации арестовывали и «староцерковников» (священников Симона Ламского, отказавшихся от обновленчества Петра Александровского, Петра Чернова, инокинь Александры и Пелагеи (Беловых), мирян А.С. Михеева, В.Л. Пугалова, П.Л. Евстигнеева, Ф. Н. Тутакина, М.С. Копеечкина, П.И. Кочурина, Т.Е. Сивяковой,), и «обновленцев» (свящ. Михаила Тархова и Т. И. Москалевой). Большинство из них вскоре расстреляли. К концу марта 1938 года был арестован назначенный на место осужденных священник Карп Родионович Загородный, его расстреляли 17 октября того же года. Оставшиеся в живых обновленцы (дававшие показания против своих сослуживцев) отказались от служения, перейдя на светскую работу. Под угрозой репрессий и члены церковного совета обновленческой общины в начале 1939 года подписали составленное для них заявление об отказе от здания Боголюбской церкви.
Фактически богослужения прекратились еще в 1938 году. А 10 марта 1939 года Президиум Ивановского Облисполкома по ходатайству Александровского Райисполкома подписал решение о закрытии Кладбищенской церкви в г. Александрове с тем, чтобы использовать ее «под культурные цели». В городе, да и во всем районе, не осталось ни одной действующей церкви.
В течении последующих 5-ти лет здание Боголюбской церкви, которую, отобрав у верующих, так и не стали использовать, было приведено в ужасное состояние. Закрытое несколькими годами ранее кладбище подверглось полному разорению: надгробия все растащили и разбили. Лишь некоторые из них удалось к настоящему времени вернуть к Боголюбской церкви (см. Фотоальбом «Боголюбская церковь. Надгробия»).
Надгробие
С 1944 года верующие города Александрова стали ходатайствовать об открытии Боголюбской церкви. Исполком горсовета на это не согласился, но они не отступали, подавая заявления и в 1945, и в начале 1946 года. На запрос Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Владимирском облисполкоме П.А. Сергиевского председатель Александровского Горисполкома Фролов в феврале 1946 года отвечал: «Церковь Боголюбивая расположена на окраине города на б/кладбище и в настоящее время разрушена, требует большого капитального ремонта и возбуждено ходатайство перед облисполкомом о сдаче под оборудование общежития для рабочих заводу 729». Завод 729 – это радиозавод, а общежитие в церкви так и не было оборудовано.
В феврале 1946 года, отказывая верующим в открытии церкви в городе Александрове, исполком Владимирского Облсовета депутатов трудящихся 3 апреля 1946 года ссылался в том числе на то, что по проведенной ими проверке «Боголюбовская церковь, сохранившаяся в стенах, в основании, совершенно разрушена внутри: пол уничтожен и засыпан песком, оконные рамы сняты и решетки вынуты, двери сняты, частично разрушены перекрытия, иконостаса и другого церковно-богослужебного инвентаря нет, отопление (центральное) нуждается в ремонте; заготовленные для приведения в порядок и оборудования церковного здания различные материалы расхищены».
Осмотрев Боголюбовскую церковь в июне 1946 года, Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров ССР по Владимирской области П.А. Сергиевский докладывал своему начальству в Москву: «Оказалось, что Боголюбовская церковь находится в стадии разрушения, которая с большим трудом допускает оставление такой руины в благоустроенном городе и верующие говорят, что они готовы были принять в молитвенное пользование эту разрушенную церковь, восстановить ее, не жалея средств…»
В конце концов, после неотступных ходатайств, в августе 1946 года верующим передали для богослужения Троицкий собор Успенского монастыря. А Боголюбской церкви пришлось ждать возрождения еще полвека: лишь в середине 1990-х годов ее передали Владимирской епархии. Началось восстановление утраченного облика церкви, в 1998 году была заново построена колокольня.Колокольня-Боголюбской-церкви А главное – возобновились богослужения. Священниками Боголюбской церкви за эти годы были протоиерей Николай Ростовцев, иерей Николай Тихомиров, настоятелями — протоиерей Борис Толкачёв и протоиерей Александр Шестопалов.
Статью прочитали:
раз