Церковь празднует обретение мощей свят. Иннокентия Иркутского

9 февраля (22 февраля по н. ст.) Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Иннокетия Иркутского.  Он родился в 1660 (1662?) году в Черниговской губернии и имел дворянское происхождение из рода Кульчицких. Обучался в Киевской духовной кадемии. Монашеский постриг святитель принял в 1710 году и тогда же был назначен преподавателем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где являлся префектом и профессором богословия.

В 1719 году он был переведён в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую лавру соборным иеромонахом и назначен на должность корабельного иеромонаха на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, затем — обер-иеромонахом флота, стоявшего в городе Або.

В 1720 году нёс послушание наместника в Александро-Невской лавре.

5 марта 1721 годя святитель Иннокентий был рукоположен во епископа Переяславского и назначен руководителем Русской Духовной миссии в Пекине, но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.

Три года был вынужден провести святитель из-за неопределённости своего положения у китайской границы в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии. В этот период он написал несколько икон для этого монастыря, а так же открыл в Селенгинске духовную школу.

15 января 1727 года Святейший Правительствующий Синод определил святителю Иннокентию быть епископом Иркутским и Нерчинским и он приступил к управлению новообразованной кафедрой.

Управлял святитель Иркутской кафедрой в течении 4 лет и трёх месяцев вплоть до своей смерти. Его служение проходило в трудных условиях в связи с близостью китайской границы, обширностью и малонаселенностью епархии, большим количеством различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожьем и бедностью. Кроме того, по странному недосмотру Сената, он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В таких условиях, на скудные средства Вознесенского монастыря, в котором постоянно проживал святитель, он ещё содержал две открытые при монастыре школы – монгольскую и русскую. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу 27 ноября 1731 года в седьмом часу утра.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. С этого момента началось его народное почитание. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю.

В последних числах сентября 1800 года епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего Синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. 1 декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: «Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

2 февраля 1805 года, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.

Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня.

Во время гонений на христиан, в 1921 году, мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования», а затем увезены в неизвестном направлении.

В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске.

С того времени чудесно сохранившиеся и обретенные мощи святителя Иннокентия почивают в Знаменском монастыре города Иркутска.

Новости Церкви | Фев 22, 2013

Статью прочитали:

26 раз


Последние опубликованные новости на сайте: