Общественный деятель Владимир Легойда — о роли Церкви в урегулировании конфликтов
Евангелист Матфей, слова которого вынесены в заголовок, 2 тыс. лет назад говорил о том, что в очередной раз в человеческой истории стало актуально в последние дни, когда ситуация в Сирии существенно обострилась. Эта фраза имеет свое продолжение: «Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24, 6). Как бы ни толковались эти слова, именно они являются ответом на сегодняшнее душевное состояние многих из нас.
Христианство принесло в мир свободу, в том числе свободу от страха тяжелейших жизненных обстоятельств, к которым относится война. История Церкви знает множество праведных воинов, которые принимали смерть за веру и Отечество, защищая близких. Церковное учение призывает людей служить в армии, если необходимо — брать в руки оружие, но применять его сообразно своей христианской совести. Человек может остаться человеком на войне, если у него есть вера.
Российская военная операция в Сирии призвана остановить экстремистов, готовых уничтожать невинных людей и, в первую очередь, ближневосточных христиан. Как долг воспринимают свою миссию и российские военнослужащие, с которыми Святейший Патриарх Кирилл общался в ходе прямой линии с базой Хмеймим по случаю праздника Пасхи, передавая им свои поздравления и благословение.
Но война — это не средство удовлетворения национальной гордости или самоутверждения для политических лидеров или диванных критиков. Война, как говорит Церковь, — следствие человеческого греха, неспособности достигать справедливости и взаимопонимания мирным путем. Война приносит многочисленные страдания и смерть простым людям, приводит к обогащению и возвышению немногих за счет большинства. Высота самопожертвования в эпоху военных конфликтов соседствует с глубиной нравственного разложения. Нашему народу не понаслышке знакомы ужасы двух мировых войн.
Поэтому Церковь всегда идет путем мира, приветствует и поддерживает любой честный и справедливый шаг, который может привести к прекращению противостояний. 14 апреля Патриарх Кирилл обсудил по телефону с Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей и папой Римским Франциском ситуацию в Сирии, заявив о стремлении к установлению мира, прекращению жертв среди местного населения. По итогам переговоров 17 апреля был опубликован текст миротворческого воззвания, в котором говорится об угрозе войны и содержится обращение «ко всем мировым лидерам с призывом осознать свою ответственность перед своими народами, перед человечеством в целом и перед Богом». Авторитетные духовные лидеры умоляют лидеров стран – членов ООН «преодолеть разногласия и сообща трудиться ради мира во всем мире». Эти шаги стали продолжением последовательных усилий, направленных на заботу о ближневосточных собратьях и всех жителях региона.
В то же время в информационном пространстве звучат голоса, что война способствует нравственному обновлению людей, позволяет им переосмыслить свое существование, научиться ценить то, что в мирные времена кажется само собой разумеющимся. Да, в церковном опыте есть множество примеров, когда тяготы войны приводили человека к Богу. Но не меньше и примеров обратного, когда солдат превращается в не задумывающееся о ценности жизни орудие убийства, теряет достоинство.
Позволю себе аналогию: болезнь тоже нередко приводит к человека к Творцу. Но может принести и смерть без покаяния, в озлоблении и унынии. Поэтому никому в голову не приходит, например, принудительно заражать своих неверующих родственников или близких болезнями, надеясь на обретение им веры в стрессовой ситуации. Столь же опрометчиво желать своему Отечеству и народу участия в войнах якобы «для их собственного блага». Церковь благословляет уврачевание болезней человеческого рода, к которым относится и греховное стремление к войне ради обладания ресурсами и богатствами.
Миротворческие заявления Патриархов поддержаны многими верующими, которые публично и в частном порядке свидетельствовали о том, что молятся за мир. В условиях обесценивания слова, отрыва виртуального пространства от реальности именно молитва остается непререкаемым, не зависящим от информационных шумов способом остаться человеком, а не объектом для многочисленных взаимоисключающих волн пропаганды.
«Известия»/Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Статью прочитали:
69 раз