21 мая 2016 года, в субботу 3-й седмицы по Пасхе, в преддверии дня памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с этим скорбным и одновременно радостным днем, когда здесь, на Бутовском полигоне, мы молимся о наших мучениках, о тех, кто за Христа пострадал и кто ныне пред престолом Божиим молится за всех нас, за своих сродников, за Отечество наше и за народ наш.
Сегодняшний день совпал с памятью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, единственного из всех принадлежавших к апостольскому чину, кто не убоялся ни страданий, ни самой смерти, но до конца был с Господом и Спасителем у Его Креста, — того, кого Господь называл своим любимым учеником. Сегодня, в соответствии с Уставом, мы читали два отрывка из Апостола. Первый — посвященный субботе 3-й седмицы после Пасхи (Деян. 9:19-31), рассказывающий о том, как апостол Павел после своего обращения пришел в Дамаск и стал ревностно проповедовать Спасителя. Почти сразу его братья иудеи сговорились — не о том, чтобы подвергнуть Павла порицанию или, в конце концов, отлучить от общения, но чтобы убить его, — только за то, что Павел проповедует Христа, Которого встретил по дороге в Дамаск, Христа Воскресшего! Дееписатель повествует, как апостол спасся благодаря близким ему людям, которые знали, что желающие убить его стерегут даже выход из города. Павла спустили в корзине из окна, сделанного в городской стене. Затем он пришел в Иерусалим, и снова положили убить его, так что пришлось ему бежать вначале в Кесарию, а затем в Тарс, чтобы спастись от смерти.
А второе чтение — из Первого послания апостола Иоанна Богослова (1 Ин. 1:1-7), который говорит о том, «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни». Все, что говорит апостол, есть свидетельство о Христе, — подлинное свидетельство, не рассказ с чьих-то слов, не отражение некой традиции. Это были свидетельские показания человека, который до самого конца был с Господом Иисусом Христом. Мы знаем, что нет ничего убедительнее на судебном процессе, чем подлинные свидетельские показания. Такие показания решают исход процесса, — если они достоверны, если есть полная уверенность, что свидетель был реальным очевидцем событий. Вот такие свидетельские показания были в словах апостолов, особенно в словах апостола Иоанна, бывшего с Господом до конца, — это действительно свидетельство огромной силы.
А в Евангельском чтении, посвященном апостолу Иоанну Богослову, мы находим слова Самого Господа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Почему же с такой злобой были встречены слова апостола Павла о том, что он — реальный свидетель Воскресения Христова, ведь Христос Воскресший встретился ему по дороге в Дамаск? Почему с такой ненавистью и с таким стремлением уничтожить свидетелей начались первые гонения на апостолов? Да потому что те, кто не желал подлинной победы Воскресшего, должны были изничтожить всякую о Нем память и, в первую очередь, умертвить свидетелей. Так поступают преступники: чтобы их деяния не были изобличены на суде, они стараются убрать свидетелей, потому что свидетельство очевидцев, как только что было сказано, — самое сильное свидетельство. Вот почему первыми мучениками стали апостолы — их убивали одного за другим. Только апостол Иоанн Богослов, по милости Божией, умер своей смертью. Все были замучены, все были убиты, потому что все были свидетелями жизни, страданий и Воскресения Господа и Спасителя нашего.
А что такое мученичество? Мученичество — это и есть свидетельство, свидетельство огромной силы. Если человек умирает за Христа, значит, его со Христом связывают особые отношения. Это не просто умозрительное положительное восприятие неких исторических событий и исторической личности, — это реальная вера людей, соединяющая их с Господом и Спасителем. Мученики — это люди, для которых Христос был живым, и они свидетельствовали о Нем даже до смерти.
Здесь, на Бутовском полигоне, — свидетели о Христе, которые продолжили дело святых апостолов. Сам факт мученичества в XX веке — почти через две тысячи лет после мученической кончины апостолов — свидетельствует об их правде, о правде Божией, о правде Церкви. Через две тысячи лет здесь, на этой земле, повторился подвиг апостолов, подвиг свидетельства о Живом Христе. В этом свидетельстве о Воскресшем — суть апостольского служения, суть пребывания Христа в земной истории через Церковь, которую Он создал Кровью Своей. Свидетельство о Воскресшем Христе — в сердцевине церковной жизни и церковного служения.
На этом месте похоронено и много иных жертва террора, жертв несправедливости. Они не были христианскими мучениками, поэтому мы им не молимся. Мы молились пред Господом о всех, чьи имена Он знает, чтобы Господь простил им грехи вольные и невольные и принял их души в Свои небесные обители. Церковь признает их жертвами, но не мучениками, но молились мы сегодня мученикам, — молились о том, чтобы никогда больше в истории Отечества нашего не было таких времен, когда людям приходилось бы расплачиваться жизнью за свою веру в Господа и Спасителя, когда люди гибли бы только потому, что их убеждения расходятся со взглядами на жизнь сильных мира сего. Наша молитва святым мученикам была за Отечество наше, за Церковь нашу, за то, чтобы каждый из нас сохранял веру настолько, чтобы быть способным свидетельствовать о Воскресшем Спасителе даже до смерти, если Господь приведет именно к таким жизненным обстоятельствам.
Да хранит Господь Церковь нашу, да хранит Господь народ наш, да хранит Господь в сердцах наших веру православную, опираясь на которую только и можно с дерзновением и надеждой взирать в будущее. Аминь. Христос Воскресе!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Статью прочитали:
24 раз