30 сентября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в соборе святителя Алексия, митрополита Московского, в Самарканде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Викентий! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Очень рад, что прибыл в Самарканд и имею возможность помолиться сегодня вместе с вами. Давно душа моя стремилась посетить Среднюю Азию, но по разным обстоятельствам мой визит откладывался. Благодарю Бога, что в этом году мое желание исполнилось и что визит проходит в такой доброжелательной атмосфере. Наслаждаюсь гостеприимством узбекского народа, руководства Узбекистана и, конечно, благодарю всех, кто организовал мое путешествие к вам.
Сегодня мы имели возможность помолиться с вами в историческом храме в честь святителя Алексия, митрополита Московского, здесь, в Самарканде. Это тоже некий памятник русского присутствия. В то время российская армия ограждала, в том числе. территорию нынешнего Узбекистана по его внешним границам и даже далее, защищая мирную жизнь людей. Но затем история сделала поворот в сторону, и сегодня Узбекистан является суверенным государством, в котором проживает достаточно много православных людей — русских, украинцев, белорусов — чад Русской Православной Церкви. И мне очень хотелось приехать, чтобы вместе с вами помолиться, благословить вас, выразить свою любовь и пожелать вам от Господа всяких щедрот и милостей, в первую очередь сил душевных и телесных, чтобы вы продолжали трудиться, воспитывали детей и внуков в Православии, хранили любовь к Богу и к историческому Отечеству, были верными Церкви.
Нас с вами в храм приводит не обычай, не традиция. Было бы неверно думать, что посещение храма — это лишь часть некой национальной традиции. Мы знаем, что есть много людей, которые знают национальные традиции, а в храм не ходят вовсе. В храм человек приходит, потому что у него есть такое желание. А почему возникает это желание? Потому что в храме мы переживаем особое состояние души. И стоять жарко, и тесно, и физических сил много тратим, но ведь стоим, молимся, а, выходя из храма, чувствуем особое просветление души, сердца, разума. Это действительно так, потому что через молитву, особенно молитву в храме, мы приближаемся к Богу. Лучи Божественной благодати воздействуют на нас, как теплые солнечные лучи воздействуют на человека и на все живое. И нет никакой другой силы, никакой другой возможности приблизиться к Богу и воспринять исходящие от Него лучи Божественной энергии, Божественной благодати, как только через веру. Вера — это состояние души, которое соединяет нас с Богом.
Многие люди считают, что самая великая сила человека — это сила разума. Некоторые считают, что это физическая сила. Третьи делают акцент на силе воли. Но ни одна из человеческих сил неспособна вырваться за пределы пространства и времени и соединиться с Богом, Который вне времени и пространства, вне земной реальности. Мы знаем: чтобы ракета разогналась и вышла за пределы земного притяжения, нужно развить так называемую космическую скорость. Иначе от этого притяжения не оторваться никакими силами. Можно создавать прекрасные чертежи и модели, но пока не заработает этот мощный двигатель, ракета земное притяжение не преодолеет. Вот то же самое — и человек в его стремлении быть ближе к Богу. Никакие силы не соединят человека с Богом и к Нему не приблизят — только сила веры. А мы знаем, что именно близость к Богу помогает человеку преодолевать трудности и невзгоды, вставать, если упал, получать исцеление, когда сильно, иногда даже безысходно, заболел. Господь творит с нами чудеса, и это знает каждый верующий. Бог воздействует на нас Своей энергией, Своей благодатью в ответ на нашу веру.
Но для того чтобы вера была сильной, ее нужно тренировать — так же, как нужно тренировать память, разум, физическую силу. Ни один спортсмен не выиграет соревнования, если он не тренирует свои мышцы, не развивает свои спортивные навыки. Как же мы должны тренировать веру, чтобы она становилась все более сильной и совершенной? Есть только два способа — это молитва и добрые дела. В молитве мы постоянно говорим с Богом. Мы вступаем с ним, в том числе, в рациональный, умственный контакт. Ведь мы словами молимся, мы формулируем свои просьбы к Богу, мы благодарим Его словами, — значит, работает наш мозг. Но и наше сердце работает, и наше религиозное чувство, чувство веры максимально работает. Без молитвы не может быть религиозной жизни, — это хорошо знают и христиане, и мусульмане. Нет молитвы — нет религиозной жизни.
Но для того чтобы молитва наша не была праздной, мы должны приносить Богу небольшие жертвы. Иногда люди, особенно из числа неправославных христиан, спрашивают меня: «Почему ваши люди стоят? Гораздо же удобнее сидеть и молиться». Я отвечаю: «Это маленькая жертва». Вот мы с вами стоим час, два или три — это же тяжело! Но мы знаем, почему мы стоим, — мы предстоим Богу. Не «предсидим», не «предлежим» — мы предстоим Богу в прямом и переносном смысле. Мы приносим маленькую жертву. Мы возлагаем на себя самоограничения. Мне тяжело, а я стою.
Я всегда с умилением смотрю на наших детей. Однажды, когда я был еще архиереем на Смоленской кафедре, ко мне приехали из Швейцарии очень известные люди, христиане, но не православные, которые хотели вместе со мной отпраздновать Пасху. Мы их поставили на специальное место, где было просторно, а весь храм был набит людьми. И вот стоят дети — от четырех до семи лет. Когда служба закончилась, — а на Пасху служба долгая, — я спросил эту пару, мужа и жену: «А как вы чувствовали себя во время службы?» Мой знакомый ответил: «Вы знаете, я устал так, как никогда в жизни не уставал. Я думал, что упаду в обморок. Но когда я посмотрел на ваших детей, я понял, что не имею права сесть». А потом он произнес замечательные слова: «Если ваш народ так молится, значит он способен на многое».
Итак, здесь мы закаливаем, в том числе, наше религиозное чувство. Поэтому не спешите из храма убегать. Приходите сюда почаще, ведь в храме вы молитесь и своим стоянием в храме приносите некую, пусть небольшую, жертву Господу.
Но есть еще что-то, что нужно делать, чтобы Бог слышал нашу молитву, — это добрые дела. Нужно помогать тем, кто нуждается. Это наши родные, близкие, старые родители, кто-то из друзей или знакомых, кто потерял здоровье, не имеет физической силы, материально немощствует. Нужно уметь помогать, нужен навык помощи другим людям. Если этого навыка нет, то и вера наша — пустой звук. Почему Господь должен нашу молитву слышать и нам Свою благодать давать, если мы от себя никакой благостыни не даем — ни добрым словом, ни добрым делом, ни временем, ни вниманием? Вот почему очень важно заботиться о тех, кто в нашей помощи нуждается.
В этом и заключается христианское житие. Не надо много слов, чтобы сказать о нем почти все: вера, молитва, добрые дела и обязательно небольшая жертва.
Вспоминаю, что в послевоенном Ленинграде было очень много нищих. Перед каждым храмом выстраивались длинные очереди нищих, которые протягивали руки к прихожанам, идущим на службу. А народ жил бедно, после блокады люди были слабые и материально очень ограниченные. Но был замечательный обычай: хотя бы по копеечке каждому дать. И когда я, еще ребенком, отправлялся в храм, папа давал мне мелочь в кармашек и говорил: «Ты, пожалуйста, каждому, кто просит, дай». Мы понимали, что этими копеечками, конечно, много не поможешь, но если они сложатся, то человек сможет себе что-то купить. Такая жертва, даже необязательно материальная, необходима, если мы хотим, чтобы Господь слышал наши молитвы.
Еще хотел бы сказать о том, что мы, православные люди, живем здесь, в Средней Азии, среди мусульман, людей тоже верующих, но верующих иначе. Я почувствовал очень теплое к себе отношение, в том числе здесь, в Самарканде. Я проходил через площади, улицы, и мусульмане, женщины в мусульманской одежде, махали руками, приветствовали. Не знаю, будут ли на Тверской улице в Москве так приветствовать, как в Самарканде на площади… Все это мне очень по сердцу, и я почувствовал, что народ здесь добрый. А если добрый народ, воспитанный в мусульманской традиции, и добрый народ, воспитанный в Православии, — значит жить им вместе, радоваться, уважать друг друга, помогать друг другу и строить мирную жизнь.
Я хотел бы всех вас, дорогие мои, еще раз сердечно приветствовать. А в память о пребывании в Самарканде хотел бы передать для этого святого храма образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Это икона, перед которой крестьяне у нас всегда молились и сейчас молятся, чтобы был добрый урожай, чтобы земля плодоносила и кормила людей. В прямом и в переносном смысле слова это замечательный образ, потому что даже тот, кто сельским хозяйством не занимается, может у Божией Матери попросить, чтобы был добрым плод его жизни. Пусть Господь и Пречистая Царица Небесная помогают всем вам! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Статью прочитали:
29 раз