30 октября 2016 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в столичном храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Леонид, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь возможности совершить в этом дивном московском храме, посвященном памяти священномученика Климента, Папы Римского, Божественную литургию и архиерейскую хиротонию.
Сегодня, в 19-е воскресенье после Пятидесятницы, мы читали евангельскую притчу (Лк. 8:5-15), в которой Господь говорит о сеятеле, бросавшем семена в разную почву. Напутствуя вновь рукоположенного архиерея — владыку Ванинского и Переяславского Савватия, которому надлежит нести служение в Приамурской митрополии, в новой епархии на самом востоке Хабаровского края, — я как раз говорил о необходимости научиться не только сеять, но и возделывать землю.
Семя, о котором говорит Господь, — это слово Божие. В притче описываются четыре возможности, то есть четыре различных реакции на Божественное слово. Иногда семя падает при дороге, его склевывают птицы или просто затаптывают. Порой семя попадает на каменистую почву, вроде как дает всходы, но нежизнеспособно и погибает, потому что нет условий для дальнейшего произрастания. А если попадает в сорняки, то уж чего ожидать, — всё поглощается ими. Ну и, наконец, если почва добрая, то семя дает богатый урожай.
Когда Церковь сеет семя, то есть проповедует слово Божие, ни один священнослужитель, ни один проповедник не знает, на какую почву упадет это семя. Ведь весь набор перечисленных Господом возможностей присутствует в каждом отдельном человеке, — мы в одно и то же время может быть и придорожьем, и камнем, и сорняками, и доброй почвой. Поэтому совершенно очевидно, что сеяние семени Божиего должно сопровождаться преобразованием почвы. Чтобы почва была плодородной, она должна быть культивирована. А культивировать поле значит его вспахать, удобрить, если нужно, полить. Надо ухаживать за полем, и только тогда семя принесет плод.
Удивительное слово «культивировать» — у него тот же корень, что и у слова «культура», и у слова «культ», которым порой именуется богослужение. Корень один и тот же, и он связан с культивированием, с усовершенствованием человеческой природы, чтобы она становилась способной воспринимать слово Божие. Наверное, это первое и самое важное предназначение каждого священнослужителя и всей Церкви.
А что же культура? Имеет ли она какое-то отношение к возделыванию почвы? Конечно, имеет! Культура — это тоже один из способов возделывания человеческого разума, человеческих чувств, человеческой воли. Сейчас некоторые настаивают на том, что человек, называющий себя художником, может делать все, что захочет, и никто не вправе его останавливать. Возможно, так и есть, но при одном условии: если художник действительно культивирует почву, если он делает ее способной к произрастанию добрых плодов. Но если под культивацией почвы понимается ее заражение, и даже не сорняками, а смертоносными растениями, то разве такое делание можно назвать культурой?
Сегодня задача Церкви — идти вперед по непростому пути, возделывая национальную почву для того, чтобы она прорастала великими плодами — духовными, интеллектуальными, творческими. В этом смысле у Церкви нет более близкого союзника, чем работники культуры. Но очень важно понимать, что наши совместные усилия должны приносить непременно добрый, а не ядовитый плод. Потому что там, где яд, там болезни и смерть, а значит, речь идет не о культивировании почвы, а о приуготовлении ее к духовной, а то и физической погибели человеческого рода. Именно такими глазами нужно смотреть на культуру и стараться каждый раз ответить на вопрос: а эти представители культуры — что они делают? Удобряют ли почву для собирания добрых плодов или сеют нечто, что способно разрушить человеческую личность, человеческое общежитие, лишить всех нас доброго и мирного будущего?
Возвращаясь к теме участия Церкви в возделывании почвы человеческих душ, скажу, что мы должны работать вместе с теми, кто к этому готов. Многие писатели, ученые, мастера изобразительного искусства, артисты, режиссеры сегодня озабочены тем же, чем и мы, — необходимостью прилагать все усилия к тому, чтобы возделывать почву, которая то покрыта терниями, то камениста и неплодна, а то и просто закатана под асфальт неразумными человеческими деяниями.
Миссия Церкви предполагает работу огромного масштаба. Когда мы трудимся у себя на приходах, когда мы общаемся с нашими прихожанами, когда мы произносим какие-то слова перед средствами массовой информации, мы никогда не должны забывать масштаб миссии Церкви в современном мире. Очень надеюсь, что епископат, который сегодня приходит на служение в нашей Церкви, духовенство, которое получает хорошее образование как светское, так и церковное, которое прекрасно знает особенности современной жизни, никогда не потеряют способности, объединяя вокруг себя очень и очень многих, возделывать почву, на которой будут вырастать добрые плоды, приносящие подлинную жизнь нашему народу. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Статью прочитали:
20 раз