1 февраля 2016 года, в седьмую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич Беглов, представитель Президента в Центральном федеральном округе! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!
Сердечно благодарю всех вас за молитвы как в сегодняшний, весьма значительный для меня день, так и каждый день. Чувствую эту молитву, эту поддержку, опираюсь на полное единомыслие нашего епископата, духовенства и на абсолютное большинство верующего народа. Эта поддержка не выражается ни в каких цифрах — она выражается в той духовной силе, которая реально помогает Патриарху нести его служение.
Сегодня в соответствии с Уставом мы читали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям (Евр. 11:17-23, 27-31), и одна фраза меня просто поразила. Многие из нас читали это послание и этот отрывок много раз, но в том-то и сила Слова Божия, что одна фраза, одно предложение вдруг начинает блистать такими гранями, отражать такой силы духовный Божественный свет, что оторваться от него невозможно. Вот и сегодня апостол, говоря о ветхозаветных отцах, об Аврааме, Исааке и Иакове, о примере их веры, переходит к Моисею и говорит: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо был тверд, как бы видя Невидимого».
Так ведь в этих словах содержится все, что нужно каждому человеку, тем более архиерею и тем паче Патриарху! Что такое Египет для Моисея, для еврейского народа? Это страна, где они жили, не имея свободы, но зато в сытости, так что даже, уйдя в пустыню, они вспоминали котлы с мясом. А Моисей, воспитанник фараона и его супруги? Он мог бы быть вторым или третьим во всей этой огромной языческой египетской империи. Чего ему не хватало? Все было! Но он от всего этого отказывается, потому что все это второстепенно и даже третьестепенно. Не для этого человек живет, и Моисей понял это, и подвиг его отказа был велик.
Но это было не просто проявление мужества, связанное с отказом от земного богатства и процветания. Моисей не убоялся гнева царского, а фараону было на что гневаться. Воспитанник фараона и его жены не просто выступает против фараона — он народ свой выводит из Египта. А ведь народ, как сейчас говорят, умножал общенациональный продукт, и его уход вел к утрате части могущества Египта. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы не просто разорвать узы, связывающие тебя с теплым, обеспеченным, почетным местом в жизни, но и отказаться от поддержки своего царя, учителя, воспитателя во имя высшей цели — спасения народа!
Все эти слова помогают нам понять и подвиг Церкви, и подвиг каждого архиерея, тем более Патриарха. Ни образ жизни, ни любые материальные блага не могут и не должны затмевать для нас самого главного — возглавить движение своего народа, этот великий метаисторический исход, навстречу Богу и Его Божественному Царству. И не только притяжение земных богатств, но и никакой страх перед сильными мира сего не может и не должен изменить наше призвание.
А почему? А потому что мы призваны, как и Моисей, быть твердыми и как бы видеть Невидимого, как видимого. Кто-то спросит: как же вы Бога невидимого видите? Мы отвечаем: сегодняшняя Божественная Евхаристия, как и всякая Божественная служба в храме, особенно Святая Литургия, — разве не открывают нам зрение, чтобы увидеть Невидимого? А если б это не происходило, откуда черпать силы всем нам, людям слабым, грешным, подверженным разного рода внешним воздействиям? Откуда эта великая сила Церкви сохранять свое единство, вопреки сильнейшему давлению извне? Откуда эта сила Церкви, способная сопротивляться гонениям, разделениям и, что самое главное, обрушению на нее различных идей и предложений, которые на самом деле несли и сегодня несут огромную опасность для единства Церкви и для дела спасения? Мы черпаем эту силу не от своего разума, не от своего образования, не от своего воспитания, не от своего положения, а только от духовного видения Бога в величайшем Таинстве Святой Евхаристии.
Знаю, как эта вера подчас не осознается даже нами, ведь и мы, архиереи Божии и духовенство, тоже вовлечены в суету мира сего. И даже когда мы исполняем наш архипастырский долг, как много нам приходится делать того, что как бы не имеет прямого отношения к этому видению Бога, к достижению этих величайших в жизни целей! Но ведь достигаем цели! Может быть, не так, как хотелось, и многое не удается сделать, но ведь словно вопреки логике всего исторического процесса мы как Церковь Божия идем навстречу Ему и говорим: «ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что наше движение не направлено ни к каким конкретным историческим целям — наше движение навстречу Христу Воскресшему, Который явится в конце веков и Который каждому явится по его земной кончине. Удивительным образом то, чем занимаются Патриарх, архиереи, духовенство, весь народ Божий, — это реальность, которая присутствует и здесь, в истории, и переходит в метаисторию, в жизнь будущего века.
Я благодарю Господа за эти семь лет. Когда мне сегодня кто-то сказал: «как быстро пролетело время!», я подумал, что быстро оно не пролетело. Это было непростое время, но мы не ждем простых времен и в будущем. Но эти семь лет научили меня чему-то такому, что я, может быть, в полной мере не осознавал до восшествия на Патриарший престол. Нет таких проблем и нет таких трудностей, которые Бог не помог бы человеку преодолеть, если сам человек жаждет этой Божией помощи. Для меня это были годы решения множества задач, которые стояли перед нашей Церковью и к решению которых Патриарха призывал и Поместный Собор, и последовавшие затем Архиерейские Соборы. И я вижу, как милостью Божией, мало-помалу, шаг за шагом, мы все эти обращенные к нам заветы решаем совместно, всею Церковью. И дай Бог, чтобы так было дальше.
Я сегодня особенно молился о единстве нашей Церкви, о Блаженнейшем владыке митрополите Онуфрии, о епископате Украинской Церкви, которая в тяжелейших исторических условиях сохраняет верность Православию, сохраняя единство Русской Православной Церкви, Церкви-Матери того народа, который вышел из Киевской купели крещения и который сегодня распространился уже на многие страны. Мы и дальше будем молиться за каждой Литургией, чтобы Господь прекратил междоусобную брань на Украине, сохранил в единстве украинский народ и особенно сохранил в единстве Церковь нашу, потому что это единство гарантирует от поглощения наших народов, в том числе украинского, иными силами, от порабощения иным идеям и идеологиям. Думаю, что украинский епископат, как и весь епископат нашей Церкви, сегодня это ясно понимает. Единство нужно не кому-то из архиереев или какой-то группе иерархов. Единство нужно каждому — архиерею, священнику, мирянину, — потому что тем самым мы духовно поддерживаем друг друга, сохраняя возможность осуществлять пророческое служение, неся правду Божию нашему народу.
Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Ваше Блаженство, постоянных и временных членов Священного Синода, весь наш епископат, все духовенство, игуменов и игумений наших монастырей, наших мирян и особенно нашу молодежь, которая сегодня становится все более активной и принимает на себя все большую ответственность за судьбу Церкви. Хотел бы поблагодарить и тех представителей власти, с которыми мы находимся в постоянном диалоге, которые понимают важность духовного развития народа, укрепления нравственных начал личной, семейной, общественной жизни. И дай Бог, чтобы совместными усилиями мы работали для того, чтобы человек становился лучше, чтобы просветлялось его сердце, чтобы укреплялась его добрая воля, чтобы чище становились его чувства. Да хранит Господь Церковь Русскую и все народы, окормляемые ее пастырским водительством! С праздником поздравляю вас и приношу всем сердечную благодарность.
Статью прочитали:
18 раз