Священник Алексий Ануфриев, о евангельском чтении и подготовительной неделе перед Великим постом

В предпоследнее подготовительное воскресенье перед Великим постом за богослужебным чтением на Литургии мы слышим евангельское чтение, в котором Господь предсказывает страшное и великое событие, которому надлежит совершиться при кончине мировой истории. Это событие мы называем Страшным Судом, во-первых, потому, что явление Сына Человеческого в Его второе Пришествие будет в силе и славе, со всеми святыми Ангелами, как повествует об этом евангелист Матфей, и это явление будет устрашающим для всех земнородных по своей необычности, ведь до этого момента никто из живущих на Земле никогда не видел ничего подобного. А во-вторых, страшным Суд будет потому, что откроются не только дела, но и намерения и желания всех людей живших от начала века и до ныне, и уже не будет времени на исправление,  святые Ангелы станут строгими свидетелями наших земных дел, а Господь произнесет Свой нелицеприятный суд, где уже бесполезными будут слова оправдания, не помогут некогда важные связи, высокое положение и богатство, единственным оправданием смогут стать христианский дух и доброе сердце. Особенно Страшным станет Суд для нераскаянных грешников, и чем меньше мы страшимся и думаем об этом событии во время земной жизни, тем с большим трепетом и ужасом встретим его, когда придет время дать ответ всему человечеству за прожитые дни и годы.

Все евангельские чтения подготовительных недель перед Великим постом, как и все богослужебные чтения вообще, расположены в богослужебном круге не случайно, а имеют свое особое место и значение. Поскольку очень часто в течение поста мы отдаем приоритет его гастрономическому аспекту, Церковь предостерегает нас и напоминает о том, что должно быть главной мыслью и содержанием поста и вообще христианской жизни. И это, конечно, не мысли о еде и качестве и полезности пищи. Если мы внимательно прочтем текст 25 главы Евангелия от Матфея о Страшном суде, то мы ничего не найдем там о еде и о посте, даже о молитве там ничего нам не сообщается. Это все необходимые средства для стяжания христианского духа любви и милосердия, но это не самоцель. Если мы внимательно читаем Евангелие, то видим, что евангельские «праведники» — книжники и фарисеи — много постились и молились, соблюдали все установление Моисеева Закона, и делали это усердно и внимательно. И это само по себе правильно, Закон дан был Богом, и они исполняли Божие установление. Но хвалит ли их за это Христос? Нет, не хвалит, а ставит им даже в вину это внешнее законничество и обрядовость. Не потому, что исполнение Закона плохо, конечно нет, Христос Сам был исполнителем Закона, но он обвиняет из за то, что исполнением Законом они заслонили себе и людям Самого Законодавца, стали служителями формальных обрядов и предписаний, абсолютно не обращая внимания на то, что происходило у них в душе. А в душе, во внутренней их храмине, происходили ужасные вещи, они были исполнены хищения и неправды, как свидетельствовал Сам Христос, мало того, Он открыто и прямо назвал их детьми диавола. (Ин. 8 гл. 44 ст.) Вот до чего может довести формальное исполнение церковных обрядов и предписаний, если оно соединено с превозношением и гордостью, с желанием показаться праведником перед людьми. Но вернемся к словам Евангелия о Страшном Суде. Мы видим, что единственным важным вопросом, который будет определять участь всех людей на Суде Христовым, будет вопрос о любви к Богу и ближнему. Сумели ли мы увидеть в ближнем, нуждающемся в нашей помощи, поддержке, внимании и просто понимании и сочувствии страждущего Христа, помогли ли мы Ему? Имели ли хотя бы намерение стремиться всем сердцем к этому? С другой стороны, как люди, называющие себя христианами, дали ли мы место и право Христу действовать в нас, потеснили ли мы ради Него свои любимые и такие важные дела, привычки, греховные пристрастия, уделили ли  Ему достаточно времени и сил, когда этого требовалось? Одним словом, какое было у нас сердце во время земной жизни. Было ли оно добрым и глубоким, подобно Христову, в которое Он вместил весь наш грешный мир с его страданиями, печалями и радостями, или же оно было холодным и черствым, как камень (или кусок льда из известной детской сказки)?

Это, наверное, главное, что хотелось бы выделить из тех размышлений, к которым сегодня нас призывает Неделя о Страшном Суде. Желаю всем христианам подойти к Великому посту с хорошим настроением  и правильным душевным устроением, чтобы провести его с пользой для своей души и на пользу и радость ближним.

Священник Алексий Ануфриев

Новости епархии | Фев 25, 2020

Статью прочитали:

раз


Последние опубликованные новости на сайте: