Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Вот, гряду скоро, Я, Иисус,
корень и род Давидов,
звезда яркая, утренняя»
(Откр. 22, 12-16)
Словно в недрах земли, в сырой пещере Вифлеема явился миру Младенец Иисус. Великая тишина окружала Его Рождество. Огромный мир спал, и никому не было дела, что среди других новорожденных появился на свет и этот Ребенок. Мир и сейчас спит, или устраивает шумный праздник по случаю нового года или Рождества, зачастую не понимая, каким же чудом стало сошествие на землю Бога в образе человека, не ведая или забыв, что Господь явил Себя миру, дабы исцелить его недуги и несовершенства и даровать человечеству жизнь вечную в Царстве Небесном. «Младенца вижу, Бога моего познаю, – говорит святой Кирилл Иерусалимский. – Младенца, млеко пьющего – и мир питающего. Младенца плачущего – и миру жизнь и радость дарующего. Младенца повиваемого – и меня от пелен греховных избавляющего». Боговоплощение – это дар Божий человечеству: принимая Христа, оно становится причастным Его благодати, Его силе, Его славе, Его истине и любви.
Иудеям казалось кощунством, что Бог родился от Девы; Бог, перед Которым трепещут ангелы, на Которого они даже взирать не могут, является вдруг в образе человека, да еще и рождается от Девы. А для язычников был немыслим Бог страждущий. Это было для них, по Апостолу, безумием – Всемогущий Бог, и вдруг страдает. Да, Христос есть Агнец, от века закланный за грехи мира. Он пострадал и страдает за каждого из нас. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир» (Ин. 17, 33), – говорит нам Спаситель. Не взирая ни на какие скорби, внутренняя жизнь Церкви остается исполненной Божественного света, нескончаемой радости о Духе Святом, твердого упования на Христа Жизнодавца, благодарной верности Отцу Небесному.
Со времени Рождества Христова любому человеку стал доступен опыт живой веры, возводящей человека от скотоподобия к богоподобию; и таким простым и незначительным по сравнению с уготованным нам Небесным Царством оказался путь спасения – стоит только увидеть себя грешником, попытаться изменить жизнь, подражая Христу, проявить любовь и милосердие к ближним: «Будьте милосердны, как Отец ваш небесный милосерд» (Лк. 6, 26).
В молитве Господней мы просим небесного Отца, чтобы Он простил нам наши долги, как и мы прощаем обиды ближним, но это не значит, что Бог прощает нас потому, что мы заслужили это. Божие прощение – это благодатный дар, оно не отменяет совершенного нами греха, но делает нас новым творением, частью божественной любви, и Бог, будучи Сам Любовью, проявляет к нам благость и милосердие. И если мы хотим примириться с Богом, Которому так много должны и нечем отплатить, то надо прощать друг друга, потому что без этого нет жизни.
Величайшим актом прощения и стало Пришествие Христа Спасителя в мир, в корне изменившее человеческую жизнь и саму нашу природу. «Сколько благ, – пишет святой Василий Великий, – доставило нам Спасово вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приходит в единение и с самим собою, и с Богом»! Отныне наше странствие по волнам житейского моря уже не столь печально, мы зрим надежную пристань в Царстве Христовом – оно, вместе с прочими бесценными дарами, приоткрывается нам в великом таинстве Рождества. Но распорядиться ими каждый может по-своему, ибо человеку дана свобода воли, и даже Всемогущий Бог не нарушает ее. Мы можем скрыть принесенные Рождеством дары, как евангельский талант, зарытый в землю, забыть о них в суете обычной жизни с ее мелочными попечениями, а можем приумножить, осветив свои дни подвигом молитвенного труда, искренней любви к Богу и ближним, исполнением евангельских заповедей, участием в жизни Святой Матери-Церкви. И тогда мы увидим, как вместе с нашей душой меняется сама жизнь вокруг нас, как просветляется и преображается окружающий нас мир.
«С нами Бог!» – восклицает ныне Святая Церковь. С нами Бог – и значит, мы должны быть примером веры, надежды, любви в духовно жаждущем и мятущемся мире. С нами Бог – и пусть через нас Он действует везде, где люди нуждаются в помощи словом и делом. Пусть наши молитвы, слова и дела помогут духовному возрождению нашей земли, принесут мир и радость всем людям, соприкасающимся с нами. Исполним же завет святого Апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10), и Сын Человеческий, пришедший в мир не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28), радостно откроет нам Свои отеческие объятия.
Вступая в новый 2012 год, будем молиться, чтобы наступающее лето благости Господней было творческим и созидательным для нашей вновь учрежденной епархии, только начинающей свое самостоятельное бытие и в связи с этим испытывающей определенные трудности, которые нам, по милости Божией, предстоит вместе преодолеть. Будем свято хранить самое главное – «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), ибо именно к единению и призывает нас Родившийся в Вифлееме Господь.
Дорогие отцы, мои сослужители и соработники, братья и сестры, все верные чада Нижнетагильской и Серовской земли! С праздником Рождества Христова и наступающим Новолетием! Пусть свет Вифлеемской звезды всегда озаряет наши души, подавая силу идти путем Самого Христа, Который да дарует нам здравие, мир, крепость духовную и да ведет нас по нелегким жизненным путям.
Божией милостию
смиренный ИННОКЕНТИЙ,
епископ Нижнетагильский и Серовский
Рождество Христово 2012 г.,
град Нижний Тагил, Урал
Статью прочитали:
69 раз