19 декабря 2017 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в день памяти святителя и чудотворца Николая, читалось послание к Евреям. В услышанных нами замечательных словах апостола — Мы имеем добрую совесть, чтобы во всем поступать честно (см. Евр. 13:18) — соединились два наиважнейших понятия: совесть и честность. Причем совесть выступает как причина, а честность — как следствие.
Если открыть знаменитый толковый словарь Даля, то для слов «честность» или «честь» мы найдем следующее определение: честь — это чистая совесть, это достоинство. Понятие «достоинство человеческой личности» является краеугольным в современном нерелигиозном философском взгляде на жизнь. Именно из понимания человеческого достоинства проистекает теория прав человека. Каждый человек обладает достоинством, а вместе с тем и правами. Но в светском взгляде на человеческое достоинство нет ничего, что связывало бы достоинство или честь с совестью. Другими словами, не существует никакой внутренней связи между нравственной природой, нравственным законом и достоинством человека, а потому нет и никакой ответственности. Достоинство человеку присуще автоматически, а значит, ему автоматически присущи и все права. Каким бы человек ни был, хорошим или плохим, он находится в защищенном состоянии, потому что от него ничего не требуется, он по природе своей обладает и достоинством, и правами. А вот апостол Павел учит нас другому: честность там, где чистая совесть. И удивительно, что и Даль в своем толковом словаре связывает эти понятия, почти повторяя апостола Павла: не могут быть честь и достоинство без чистой совести.
Наверное, на том, что достоинство и права человека отрываются от его нравственной природы и нравственной ответственности, и основывается главное заблуждение современной цивилизации. Предполагается, что каждый, обладая правами и достоинством, совсем не ответственен перед своей совестью. Понятие совести вообще не существует. И что же получается? А получается то, что мы сейчас видим: когда люди, устремляясь к достижению благ этого мира, попирают свое нравственное достоинство. Разве можно связать достоинство и нравственное начало, с одной стороны, с таким ростом преступности, с таким цинизмом в поведении? Я уж не говорю о страшных проявлениях внутреннего зверя в человеке, когда он совершает преступные деяния, убивая ни в чем не повинных людей. Мы знаем, как сейчас страдает от терроризма весь род человеческий. Так сколько ж еще страданий нужно пройти, сколько испытаний — войнами, конфликтами, террористическими актами, разрушением человеческих отношений, — чтобы осознать простую истину, которой учит нас сегодня апостол Павел: не может быть чести и достоинства без соотнесения этих понятий с голосом человеческой совести.
Почему же это апостольское чтение предлагается нам в день памяти святителей, в том числе святителя и чудотворца Николая? Совсем не случайно. В подборе Евангельских и апостольских чтений нет случайностей, просто мы многого не замечаем, привыкая к текстам, а когда начинаем вдумываться в каждое слово, нам открывается удивительная мудрость, помогающая многое понять. В том числе, если говорить о сегодняшнем дне, мы можем понять, каким был святитель и чудотворец Николай. Этот человек жил по голосу своей чистой совести. Мы не так много знаем о его житии, но очевидно, что был он человеком прямым, открытым, дерзновенным, и главным законом его жизни был голос совести, подкрепленный Божественным законом, словом Божиим. Святитель был бесстрашен в столкновении с теми, кто бросал вызов христианской вере и благочестию, потому что видел, сколь многие человеческие домыслы входят в противоречие с Евангельской истиной. И несомненно, эту связь между духовной, нравственной жизнью и честью, честностью, достоинством он всегда соблюдал сам, о чем свидетельствует его житие.
Святитель Николай стал самым любимым святым Русской Церкви и русского народа. И какую же радость мы все имели в этом уходящем году, когда его святые мощи были впервые принесены из града Бари на землю Русскую! Около двух миллионов человек, а может, и более, прикоснулись к этой святыне. Никто не заставлял их стоять в длинных очередях, в том числе в непогоду. Никто не заставлял преодолевать многие километры пути, чтобы в этом соборном храме прикоснуться к великой святыне, потому что святитель Николай — это не просто яркий исторический персонаж. Это святой, который живет в нашей жизни и который своею жизнью нас с вами умудряет. И, может быть, пронзительные слова святого апостола Павла о связи совести и чести, совести и достоинства человека помогут нам в полной мере осознать, что есть христианская святость, так ярко явленная в образе святителя и чудотворца Николая, память которого мы сегодня торжественно празднуем. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Статью прочитали:
37 раз