Примерно четыре месяца назад (7-го сентября 2012г.)прошло заседание Изборского клуба. Эта организация представляет собой собрание интеллектуалов, чьи позиции можно охарактеризовать как консервативно-патриотические. Это уникальное явление в общественной жизни современной России. Интеллектуальные кружки, занимающиеся общественно-политическими вопросами, пытающиеся сформулировать свою четкую позицию, выливающуюся в ту или иную идеологию конечно были и до этого. Однако все то, что было до этого момента либо оказывалось окрашено в своих крайних проявлениях в откровенно русобские тона, либо так или иначе были выдержаны в духе неолиберализма.
Консервативно-патриотическая мысль в новой России не была представлена институционализированно. Конечно, были отдельные ученые, мыслители, журналисты и прочие публичные люди, стоящие на этих позициях, но следует признать, что какого- нибудь единого идейного фронта они не представляли. Более того, такой образ мысли был (и продолжает быть до сих пор, в каком-то смысле) маргинализированным и вызывает в среде «образованной общественности» если не усмешки, то по крайней мере яростное сопротивление и неприятие. Изборский клуб в этом смысле — гигантский шаг в сторону формулирования консервативно-патриотического взгляда на пути развития нашей страны и его признания как имеющего право быть.
26 декабря 2012 года по приглашению губернатора ульяновской области в г. Ульяновске состоялось третье заседание Изборского клуба. Возможно, в далекой перспективе этот город, будучи родиной Ленина призван стать и символом объединения «белого» — наследства Российской империи, характеризующегося ярко выраженным традиционализмом, православием и очень часто монархизмом, и «красного», социалистического и коммунистического патриотизма. Тема такого объединения крайне неоднозначна, в особенности для православного сознания, прекрасно помнящего о бесчинствах откровенно богоборческой «красной» власти.
О том, какое это имеет отношение к духовной и церковной жизни, нам рассказал Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, принявший участие в последнем заседании клуба:
О каком именно примирении и объединении шла речь на последнем заседании Изборского клуба? Как Вы понимаете «красное» и «белое», о которых шла речь?
Изборский клуб — институт аналитический. Практических рекомендаций он не разрабатывает, поэтому речь идет только о проектах, перспективах и актуальности некого возможного примирения и объединения. И уж, конечно, нельзя понимать это объединение как заключение каких либо соглашений и пактов, а скорее всего как осознание нашей истории, её правильный анализ и четкое понимание главных смыслов всех ее периодов.
В историческом анализе мы сталкиваемся со многими проблемами, ведь каждый понимает историю по-своему, исходя из своей системы ценностей. Как бы то ни было, «белая» Россия, т.е. Россия дореволюционная, в основном и донесла до нас наши традиционные ценности. Но Господь в одночасье попустил уничтожение того огромного церковного организма, существовавшего в этот период, состоящего из более чем тысячи монастырей, и многих тысяч приходов. Казалось, еще немного и Церковь будет окончательно уничтожена, однако этого не случилось. Взамен старой появилась Церковь мучеников, омывшая своей кровью и подвигами все те злодеяния и заблуждения, что творились в нашей Родине в те лихие времена.
Что касается «красного» послереволюционного периода развития нашей страны, то к нему как раз и относится мученический подвиг Церкви. Конечно, коммунизм принес русскому православию много бед, однако, мы должны бороться не против людей, а против греха: против заблуждений, в которые поверг однажды и продолжает снова втягивать нас враг рода человеческого. Должны отделять зерна от плевел и вычленять из прошлого все то позитивное и необходимое, что удалось сохранить за прошедшие годы.
Эти два подхода по многим чертам выглядят как оппозиционные крайности. Кроме того, очень многими людьми из православной общественности, во многом заслуженно, «красная» позиция воспринимается исключительно в негативных тонах. Может быть, есть какие-то общие черты, которые могли бы найти точки соприкосновения?
Есть очень интересное наблюдение. Оно касается того, что в России почти не было капитализма (здесь имеется ввиду капитализм в широком смысле, как идеологическая концепция индивидуализма, а не только в узком, как система экономических отношений — прим. ред.). В том виде, в котором он зарождался в конце «белого» периода, предреволюционного, он существовал только шесть месяцев. И то, только как результат Февральской буржуазно-демократической революции.
Затем общество сразу стало развиваться на принципах коллективизма, и построение этого нового общества, сопряженное, к несчастью, со множеством испытаний для народа, было все-таки некоторым воплощением его мечты о так называемом светлом будущем, особенно в первые послереволюционные годы: вспомним произведения Андрея Платонова, стихи Клюева, творчество Честнякова, или идеи Н. Федорова. Это была мечта о создании некоего светлого и справедливого „общества благоденствия», попытка воплотить идеал рая, присущий христианскому сознанию. Однако, будучи недостижимым без Бога и Церкви, он уродливо деформировался, а общество стало урезанным подобием Церкви. Церкви без ее истинного Пастыря — Христа. Это конечно стало горьким заблуждением, за которое наш народ поплатился большими жертвами.
Нельзя воспринимать наше общество появившимся из ниоткуда, как бы подвисшим в воздухе. Все-таки и мы — это продолжение «красного» периода, потомки тех самых строителей коммунизма, вознамерившихся в своей гордыне построить Царствие Божие на Земле своими силами. Именно здесь важна роль Церкви, в которой мы сохранили образ веры, пронесли его через все эти десятилетия притеснений и неприятия со стороны государства и власти. Это тоже залог если не объединения, то, по крайней мере, перспективы примирения двух периодов истории, их возможного взаимодополнения.
Нельзя, конечно, забывать, что Церковь имеет надмирную природу и Божественная миссия в мире направлена на спасение души каждого человека, а не государства, но нам глубоко не безразлична судьба Этой страны и Этого народа. Именно поэтому так важна духовная составляющая обретения единства, о котором мы говорим сегодня. А это поиски в себе, в своей совести, неких движений, которые бы были направлены на осознание своей вины. Эта вина в той или иной мере есть у всех. Вина вызывает у нас чувство сострадания к ближнему, а следовательно и чувство покаяния, которое в свою очередь является залогом мира в обществе, его прочнейшим фундаментом.
В чем собственно необходимость, актуальность примирения? Чем она продиктована?
Актуальность такого примирения вызвана будущим. Не секрет, что в нашем обществе происходит множество деструктивных процессов, грозящих поставить его на грань разрушения. Святейший Патриарх, выступая на Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем под девизом «рубежи истории — рубежи России» упомянул в числе отмечаемых и известных юбилеев этого года юбилей Сталинградской битвы, назвав ее последним рубежом войны, на котором решалась дальнейшая судьба страны, и провёл аналогию с нынешним историческим рубежом, за который мы отступать не должны. За этой метафорой стоит очень многое — это и духовное состояние нашего общества и его гражданское, экономическое состояние, находящиеся уже давно в глубоком кризисе, который преодолевать нам необходимо вместе. Во многом это связано с разрешением появившегося раскола в обществе, этого глубочайшего разделения на бесчисленное количество идей, течений и предпочтений, которое проявляется в разных формах — начиная от бытовых, заканчивая политическими и социальными.
Наше собственное Церковное поле всегда было миротворческим и консолидирующим для всех слоев общества и народов России. Церковь сегодня обращает свой голос к тем, кто находится ещё за ее порогом утешая людей, помогая им обрести почву под ногами, показывая на личном примере умение прощать как важнейшее умение, без которого невозможно никакое нормальное человеческое общежитие. И вслед за ней мы все должны идти навстречу друг другу и спешить воспользоваться этим благодатным даром — стремлением понимать ближнего своего, каяться и прощать.
Статью прочитали:
58 раз