Группа прихожан Свято-Воскресенского храма д. Воскресенье Петушинского района провела паломническую поездку по святым местам западной части Московской области – в обитель прп. Саввы Сторожевского († 1407), ученика прп. Сергия Радонежского, в Звенигороде и в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, построенный патриархом Никоном (1605 — 1681). Для подготовки к этой поездке прихожане вспоминали историю нашей страны и Церкви, начиная со времени монголо-татарского нашествия и собирания русских земель вокруг Москвы и вплоть до трагического события церковного Раскола, последовавшего после церковных реформ патриарха Никона. Вместе со взрослыми поехали и дети разного возраста, самой младшей участнице паломничества едва исполнилось 8 месяцев.
Ново-Иерусалимский монастырь встретил группу паломников поражающим впечатление храмовым комплексом, окруженным настоящими крепостными стенами с пушками и бойницами. Как и полагается крепости, монастырь расположен на вершине холма, о чем не дает забыть сильный свежий ветер. Монастырю не привелось встречать вооруженного неприятеля вплоть до Великой Отечественной Войны, когда фашистские захватчики нанесли обители страшный урон бомбами, а потом взорвали центральный собор и разрушили колокольню. В память об этих трагических событиях во время реконструкции был сохранен след от повреждения орудием в стене полуподземного храма свв. равноапп. Константина и Елены. Реставрационные работы в монастырском комплексе продолжались весь советский период после войны (с 1950-х годов) и все еще не окончены; в частности, на территории монастыря почти полностью отсутствуют деревья. Во времена основания монастыря в нем обитало около 500 монахов, сейчас в составе братии около 20 иноков.
Патриарх Никон воплотил в этом монастыре идею перенести на русскую землю копию Храма Гроба Господня в Палестине и дать возможность паломникам, которые не могли по тем или иным причинам позволить себе очень трудную в том время поездку на Святую Землю, поклониться святым местам. Гигантский собор, вмещающий до 15000 человек, внутри разделен на небольшие пространства, так что входящий в него человек имеет возможность следовать по определенному маршруту, соответствующему крестному пути Господа Иисуса Христа, ведущему к Воскресению. Весьма необычно то, что отдельные точки этого пути отмечены храмовыми приделами. Несколько первых приделов посвящены страстям Господним: северный придел именуется церковью Написания титла (в память о том, что Понтий Пилат «написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19:19)), центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя (Мф 27:35), а третий придел – поруганию воинов над Господом (Мф 27:27-30). После этих трех приделов следует Голгофская церковь, в которую приходится подниматься по крутой и узкой каменной лестнице. После спуска из нее обратно на нижний ярус храма мы встречаем камень Миропомазания, священное подобие того камня, на который положили тело Господа и подготовили Его к погребению тайные ученики – Иосиф из Аримафеи и Никодим (Ин 19:38-40). Наконец, путь паломника приводит к величественной ротонде в форме усеченного конуса, которая представляет собой гигантскую часовню над главной святыней – копией Гроба Господня, кувуклией.
Реставраторы сохранили в убранстве собора два весьма отличающихся друг от друга стиля; доминирующий в настоящее время бело-голубой стиль барокко был привнесен в обитель реставраторами во времена царицы Елизаветы Петровны, когда после пожара 1726 г. и обрушения кирпичного свода ротонды потребовались серьезные восстановительные работы. Шатер ротонды для облегчения конструкции был выполнен из дерева. Более древнее изначальное убранство собора было более теплых, ламповых тонов, сочетанием темно-зеленых, коричневых и серых цветов; кроме того, вместо белой лепнины украшения были представлены изразцами, причем некоторые из них сохранились еще с XVII в. Остатки древнего орнамента были сохранены нынешними реставраторами, и их можно видеть в нескольких местах собора; определенный контраст виден и зале ротонды над кувуклией: оформление ротонды выполнено в новом барочном стиле, а кувуклии – в древнем.
Соприкосновение с XVII в. ждало паломническую группу и в обители прп. Саввы Сторожевского. Этот древний монастырь был разграблен во времена Смуты войсками обоих самозванцев и практически разорен, но стараниями царя Алексея Михайловича, во время царствования которого был избран патриархом Никон, обитель была восстановлена. Благочестивый царь делал щедрые пожертвования именно в этот монастырь не случайно: он был спасен от медведя в окрестностях явлением некоего старца, которого он с удивлением узнал, придя в стены монастыря, на иконе прп. Саввы. Паломники посетили также древний Успенский собор на Городке, в котором сохранились фрески работы святого прп. Андрея Рублева. Обращение к этим фрескам, на которых великим иконописцем передано в неподражаемой точности общение между изображенными людьми и ангелами, приоткрывает благодатный мир свободы и радости, который стяжал прп. Сергий Радонежский и его святые ученики.
В завершение паломничества прихожане встретились с настоятелем храма Святителя Николая Чудотворца в Аксиньино прот. Алексеем Гостевым, который рассказал о жизни своего многочисленного прихода. Удалось посетить также и приписной храм в селе Дунино, находящемся на противоположном берегу Москвы-реки, который был построен по инициативе жителей деревни и сотрудников музея М.М. Пришвина на средства жертвователей. В Аксиньино и Дунино проходила линия фронта в Великой Отечественной Войне, и храм построен в память об убиенных детях.
Одним из часто высказываемых впечатлений от поездки было то, что в ней удалось зримо прикоснуться к событиям истории России и Русской Церкви, в том числе событиям трагическим, и воспринять их как что-то близкое и важное для нынешней жизни; также особенно важным было молитвенное общение друг с другом и с Церковью.
Статью прочитали:
раз