«На сем месте града Юрьев Польского в 1352 году родился преподобный Никон, ученик святого Сергии Радонежского»

Год основания Свято-Введенского монастыря неизвестен. Он существовал вначале как Свято-Введенский девичий монастырь Юрьева-Польского. В 1628 году – первая дата, связанная с его упоминанием, — в окладных патриарших книгах записанна «церковь Николая чюдотворца на посаде в девиче монастыре». Известно также, что до основания монастыря на этом месте стояла деревянная Алексеевская церковь. В период 1659 – 1662 годов в монастыре была игуменья Матрона.

В 1666 году вместо старой деревянной Никольской церкви возвели первое каменное строение монастыря – церковь во имя преподобного Никона Радонежского чудотворца с Никольским приделом в память о прежнем храме, поэтому в документах она именовалась то Никоновской, то Никольской. Название Никоновской церковь получила не случайно. На месте монастыря стоял дом родителей преподобного Никона. Это подтверждает памятная дощечка: «На сем месте града Юрьев Польского в 1352 году родился преподобный Никон, ученик святого Сергии Радонежского». Никоновская церковь была очень красивой, просторной, с многочисленными резными украшениями на стенах.

В 1685 году была снова построена отдельная деревянная церковь во имя Николая чудотворца, которая простояла до пожара 1710 года. В это же время сгорела и соборная деревянная монастырская церковь Введения Пресвятой Богородицы, после этого пожара в монастыре сохранилась только одна Никоновская каменная церковь. В 1725 году к Никоноиской церкви был пристроен вместо сгоревшей Введенской церкви каменный придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Второй каменный монастырский храм – Введения во храм Пресвятой Богородицы – был построен в 1763 – 1766 годах усердием игумении монастыря Агафии при участии прихожан. С его построением в Никоновской церкви Введенский престол был переосвящен в Никольский. Собор был очень красив, имел пять глав на высоких барабанах, причем центральная глава была двойной, по подобию киевских соборов; богато декорирован разнообразной резьбой, часть которой сохранилась до наших дней.

В 1756 году в семье диакона Введенского девичьего монастыря (откуда и фамилия) родился Евфимий Иванович Введенский, будущий архипастырь, епископ Калужский и Боровский. После окончания Владимирской семинарии он поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой в 1788 году был пострижен в монашество с именем Евлампий и после рукоположения во иеромонаха назначен префектом (инспектором) Московской духовной семинарии, а с 1792 года — ректором. С 23 июля 1795 года — ректор Московской духовной академии. В 1798 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Московского Заиконоспасского, а затем Донского монастыря. 29 июня 1801 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. С 16 апреля 1809 года — епископ Калужский и Боровский.

Епископ Евлампий был пастырем, известным своим благочестием. Несмотря на постоянную болезненность, он с великим умилением и слезами часто совершал богослужения. Слабый телом, но сильный духом и верою владыка принадлежал к числу мужей, посылаемых Промыслом Божиим народу в годы общественных бедствий во знамение милости Божией для подкрепления людей.

В 1785 году усердием купца 1-й гильдии Петра Карцева Свято-Введенский монастырь с восточной, южной и западной сторон был обнесен каменной оградой, а с северной — деревянным забором.

В 1811-1826 годах вместо обветшавшей соборной колокольни была выстроена новая, четырехъярусная, ставшая одной из главных высотных доминант Юрьева-Польского. Ярусы были украшены парными колоннами, а завершал колокольню высокий шпиль. В нижнем ярусе находились Святые ворота (до настоящего времени колокольня не сохранилась).

В 1856 году старанием игумении Пульхерии был разобран деревянный забор, служивший монастырю оградой с северной стороны а вместо него построена каменная ограда. Введенский монастырь был небольшой, со всех сторон окруженный городскими строениями.

Монастырь, тесно зажатый между жилыми кварталами, неоднократно горел. После последнего пожара 1871 года, сильно повредившего все строения, а также истребившего всю центральную часть города Юрьева, обитель была переведена в Петропавловскую церковь на окраине города (позднее ставшую Петропавловским монастырем). От всего монастыря едва уцелели два храма: Введенский и двухпридельная Николо-Никоновская церковь. Здания храмов и колокольни после пожара восстановили и сделали приходскими: «Причтъ: священникъ, диаконъ и псаломщикъ… Въ приходе значится 65 дворовъ, душъ мужескаго пола 332, а женского пола 387 душъ».

После революции храмы были закрыты, в них разместился склад с мастерскими, а потом долгое время здания занимал хлебозавод.

24 декабря 2000 года определением Священного Синода монастырь был вновь открыт как Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь Александровской епархии. 8 сентября 2001 года на купол восстанавливаемого Николо-Никоновского храма был установлен сияющий позолотой крест. На территории возрожденной обители продолжаются восстановительные работы.

Новости епархии | Ноя 29, 2018

Статью прочитали:

6 раз


Последние опубликованные новости на сайте: