Молитвенник наш и заступник: Возвращение князя

Четырнадцатого марта 1919 года большевики объявили кампанию по вскрытию мощей. Она была начата с целью дискредитировать Церковь, показав, что никаким нетлением мощи не обладают. И шестнадцатого февраля того же года, в самый день молитвенной памяти благоверного князя Святослава, Юрьев-Польский уездный съезд Советов постановил: «в целях разоблачения в глазах населения» – вскрыть мощи князя, находящиеся в городском Троицком соборе.

В комиссию по вскрытию мощей включили не только представителей гражданской власти, но и духовенство: настоятеля Троицкого собора протоиерея Александра Знаменского и клирика собора протоиерея Иоанна Касаткина. Перед вскрытием мощей представители власти допросили этих священнослужителей и запротоколировали их показания. Отец Александр и отец Иоанн сказали, что князь Святослав издревле почитался молитвенником за родную местность, что у его гробницы около семисот лет совершались молебны и панихиды, что были случаи, когда недужные, с верою и благоговением приложившись к мощам князя, получали исцеление.

Князь Святослав III Всеволодович

Кто же он, князь Святослав, многовековая традиция почитания которого возрождена уже в наше время? С точки зрения историков, один из многочисленных удельных князей Древней Руси. Седьмой сын великого Владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Княжил в Новгороде, в Переяславле-Южном, в Суздале, в Юрьеве-Польском. Причём на княжение в Новгороде он был отправлен своим отцом в четырёхлетнем возрасте. Всеволод явно следовал примеру своего брата Андрея Боголюбского, который также отправил на княжение в Новгород своего малолетнего сына Георгия. Новгородцам это было на руку: при несовершеннолетнем князе и вечевое управление полностью сохранялось, и посадник ни с кем не делился властью. Когда Всеволод умер, Святославу было всего шестнадцать лет. По отцовскому завещанию в удел он получил Юрьв-Польский. А между старшими братьями Святослава, Георгием и Константином, сразу же началась междоусобная борьба за великое княжение. Святослав, пригласив братьев к себе в Юрьев-Польский, помирил их. Но Константин нарушил условия уговора, и Святослав перешёл на сторону Георгия. Многолетняя распря между Георгием и Константином завершилась в 1216 году кровопролитнейшей битвой на реке Липица, близ Юрьева-Польского. Летописец с ужасом писал об этой братоубийственной брани: «Не десять мужей было убито и не сто, но тысяча тысяч. В городе Юрьеве был слышан крик и вопль раненых. И некому было погребать мёртвых». Победу одержал Константин и его союзники-новгородцы. Но Владимирский великокняжеский престол он занимал недолго: в 1218 году Константин погиб во время похода на литовцев. Великим князем Владимирским стал Георгий Всеволодович. Воля старшего брата была для Святослава законом. Проявляя почти сыновнее послушание, Святослав по приказу Георгия не раз возглавлял Владимирское войско. И в 1220 году, во время похода на волжских булгар, разбойные набеги которых представляли серьёзную опасность для Владимирского княжества. И в 1222 году, когда Святослав был послан на помощь новгородцам, боровшимся с немецким орденом меченосцев. И в 1226 году: тогда Святослав одержал победу над эрзянским князем Пургасом – союзником волжских булгар. А в 1129 году Георгий Всеволодович послал брата в Переславль-Южный, который играл важнейшую роль в защите Руси от половцев.

Князь Святослав был храбрым, но миролюбивым и не гордился своей воинской доблестью. По мнению современных российских учёных, он не обладал политическими амбициями. Князя с юных лет привлекало богоугодное дело храмоздания. В своё время он обучался архитектурному мастерству в Священной Римской империи, а в начале 1220-х годов лично руководил строительством Богородице-Рождественского собора в Суздале. Вернувшись из Переяславля в свой удел, князь Святослав повелел разобрать пришедший в ветхость храм, построенный его дедом Юрием Долгоруким, и возвести белокаменный собор. Величественный, покрытый изящной резьбой, украшенный барельефами, Георгиевский собор строили пять лет – с 1230 по 1243 год, и князь сам был главным зодчим. Как сообщает летопись, Святослав поставил церковь «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер».

Князь Святослав наверняка знал, что его дядя – Андрей Боголюбский в память о победе над волжскими булгарами учредил в 1164 году особое празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое первого августа, а ещё установил в устье реки Нерли белокаменный крест. Видимо поэтому Святослав, тоже одержавший победу над булгарами, и поставил у себя в Юрьеве-Польском поклонный крест из белого камня с такой надписью: «В лето 6732 (1224)… поставлен крест сей Святославом Всеволодовичем. Аминь». Камень с этой надписью установлен теперь в основании рельефной композиции, называемой «Святославовым крестом». Композиция представляет собою святое распятие Господа Иисуса Христа. Слева от распятия – Богородица и жены-мироносицы, а справа – любимый ученик Христа апостол Иоанн и римский сотник Лонгин в воинских доспехах.

По принятому тогда на Руси благочестивому обычаю каждый князь в принадлежавшем ему уделе непременно возводил храм во имя своего небесного покровителя. Князь Святослав, крещёный с наречением имени в честь архангела Гавриила, основал в Юрьеве-Польском монастырь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, к которым относится и архангел Гавриил.

Князь Святослав был женат на княжне Евдокии, дочери Петра и Февронии Муромских. Она отличалась набожностью и благочестием и мечтала принять иноческий постриг. В 1228 году князь отпустил супругу в Боросоглебский монастырь близ Мурома. Там она была пострижена в монашество и прожила до самой кончины. Там же была и похоронена.

У княжеской четы был единственный сын – Дмитрий Святославович. Во время нашествия на Русь Батыя князь Святослав с юрьевской дружиной принял участие в битве на реке Сити (1238), в которой погиб великий князь Георгий Всеволодович. Святослав и его сын Дмитрий чудом избежали неминуемой смерти. От занявшего владимирский престол Ярослава Всеволодовича князь Святослав получил в удел город Суздаль. А в 1246 году, когда Ярослав умер, Святослав по праву старшинства занял великокняжеский престол. Но через два года был изгнан своим племянником Михаилом Храборитом и вернулся в Юрьев-Польский, где, по свидетельству современника, «окончил свои дни в посте и молитве, чистоте и покаянии». Князь скончался 3 (16) февраля 1252 года. Народ провожал его в последний путь «со многим плачем». Тело князя положили в Георгиевском соборе, который сам он построил.

Юрьевский удел унаследовал князь Дмитрий Святославович. В летописях он упоминается дважды. В 1255 году участвовал в походе великого князя Александра Ярославича Невского против новгородцев, изгнавших Василия Александровича, сына великого князя. В 1267 году принял в схиму. Пострижение совершал ростовский епископ. Дмитрий, по свидетельству летописца, обратился к святителю с такими словами: «Господин владыка, исполни Господь Бог твой труд, что приготовил меня на долгий путь, на вечное лето, снарядил меня воином истинному царю Христу, Богу нашему». Преставился благоверный князь Димитрий в 1269 году. Тело его было погребено рядом с саркофагом отца.

Почитание князей Святослава Всеволодовича и его сына Дмитрия на местном уровне началось, вероятно, ещё в XIII столетии, хотя первые письменные свидетельства об этом почитании и относятся к XVII столетию.

Мощи Юрьевских князей почивали в Георгиевском соборе. Но в 1914 году завершилось строительство нового городского собора – Свято-Троицкого. Туда в августе 1915 года и были перенесены из Георгиевского собора мощи благоверного князя Святослава Всеволодовича и сына его Димитрия.

Мощи князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и поставлены в Свято-Покровском храме Юрьев-Польского.

Но теперь благоверный князь, наш небесный заступник, пребывающий на земле своими святыми мощами, возвращается в основанную им иноческую обитель.

16 февраля 2020 года состоится перенесение честных мощей святого благоверного князя Святослава из Покровского храма в Михаило-Архангельский мужской монастырь.

В 1915 году, когда мощи князя Святослава должны были перенести из Георгиевского в Троицкий собор, Синод своим указом предписал, чтобы это перенесение было совершено «безо всякого торжества, без участия народа, а только одними священнослужителями собора» и представителем Императорской Археологической комиссии архитектором Константином Константиновичем Романовым. Синод принял такое решение, поскольку князь Святослав в то время ещё не был прославлен в лике святых.

Но сейчас, когда имя его без малого сорок лет значится в составе Собора святых земли Владимирской, перенесение мощей будет совершено торжественно, Крестным ходом, который возглавит преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский. И жители нашего города, всегда с особою душевной теплотой и сердечным умилением прибегающие к молитвенному предстательству благоверного князя Святослава, вновь молитвенно почтят память своего святого заступника.

Информационное служение, Новости епархии | Фев 6, 2020

Статью прочитали:

раз


Последние опубликованные новости на сайте: