«Вот смотри, сейчас скажет «Благословен Бог», – вполголоса перед началом первой великопостной Литургии переговариваются трудники. В главном храме Свято-Смоленской Зосимовой пустыни в среду утром всего четверо прихожанок. Возможно, дело в погоде: на улице -20, и руки замерзают за две минуты. «Не Афон», – потом с улыбкой вздохнет настоятель монастыря игумен Серафим (Семилетов).
Во владимирских лесах недалеко от Александрова, переживает непростой период возрождения одна из самых удивительных обителей Русской Православной Церкви.
Почему Смоленская? Насельник Троице-Сергиевой лавры преподобный Зосима принес сюда из знаменитого монастыря принадлежавший ему Смоленский образ Богородицы. Приняв схиму и взяв обет безмолвия, он поселился на берегу реки Молокчи, вместе с монахом Ионой поставил здесь деревянную часовню и келию. Очень скоро вокруг стали селиться другие иноки, а благочестивого старца, по разным источникам, посещали сестра Петра I Наталия Алексеевна и императрица Елизавета Петровна. Обитель закрывалась, потом снова была возрождена – на начало ХX века пришелся пик ее расцвета. Сейчас отец Серафим с легкой грустью рассказывает, как непросто небольшой братии ухаживать за многочисленными строениями некогда огромного монастыря. Скромных монастырских средств пока хватает только на пропитание.
– Мы пока не нашли такого дела, за счет которого могли бы существовать трудом собственных рук. Стараемся, конечно, вот видите, масло, крупы делаем, но этого мало. Жизнь меняется, и цены растут. Раньше нам хватало средств, чтобы оплатить коммунальные услуги, накормить братию и даже оставалось немного на ремонт. К концу 2000-х годов на него хватать перестало. Сейчас осталось только на еду. Но, слава Богу, все необходимое есть! Наверное, недостаточно ищем Царствия Божиего, и это только наша вина, – делится мыслями игумен.
Миссия или затвор?
Преподобный Герман, устроитель Зосимовской школы старчества и последний настоятель пустыни перед ее закрытием в советские годы, специально скупал земли вокруг монастыря, чтобы никто не селился вокруг – так он надеялся хоть немного сохранить обитель от мирского влияния. Он же ввел «талонную» систему – аналог афонского димотириона – для всех желающих посетить знаменитого иеромонаха Алексия (Соловьева), впоследствии канонизированного с именем Алексий Зосимовский.
– С одной стороны, плохо, когда нет свободного доступа людей к монастырю, с другой – нет наплыва людей, которые стали бы «затруднением» для монашеской жизни. Все же это жизнь в уединении. И тем не менее в наше странное время монастырь просто обязан быть центром миссионерства, помогать людям, которые нуждаются в нем, – размышляет он.
Сейчас на монастырские службы приезжают даже из соседних областей – просто поговорить с насельниками, услышать ответы на вопросы. Их, по словам отца Серафима, никто не принуждает, «просто Господь касается их сердца», и этот порыв нужно поддерживать. Одно из главных переживаний настоятеля сегодня – о том, что в самом монастыре монахов и трудников живет пока очень мало:
– К сожалению, тех, кто хотел бы прийти в монастырь, отпугивает его расположение, наша изолированность.
Обрести Россию, уехав из нее
За Смоленским храмом, покрытая белым до рези в глазах снегом, находится могила иеродиакона Пантелеимона (Шустова). Выпускник Московской духовной академии, он уехал учиться в Салоники – изучать греческие рукописи и совершенствовать язык. Обещав вернуться в Зосимову, он вернулся в родной монастырь в гробу, скоропостижно скончавшись от сердечной недостаточности. В одной из своих дневниковых записей Пантелеимон говорил, что едет в Грецию, чтобы обрести Россию.
– Он бы стал прекрасным ученым монахом, прожил бы ученую монашескую жизнь. На его отпевание приехала вся академия, и удивительное чувство было, когда все собрались, что мы стали частью Троицкой лавры. Наш монастырь был к ней когда-то приписан, и нам ее не хватает, – отец наместник очень переживает о том, что в маленьких монастырях пресеклась старческая традиция, и некому помочь братии мудрым словом.
– Я забочусь о каждом, но ведь мне самому учитель нужен. А куда идти за ним, где искать? Пытаемся все равно нести наш крест, а плохо ли, хорошо получается – Бог рассудит», – провожает нас игумен. На автобусной остановке во всю стену написано «я тебя люблю».
По материалам провасланого интернет — издания Фома
Свято — Смоленская Зосимова мужская пустынь близ ст. Арсаки.
Почтовый адрес:
601602, Владимирская область, Александровский район, пос. Арсаки.
Контактные телефоны:
мобильный (Viber; WhatsApp,Telegram) +7(999) 974-65-80, только для звонков +7(910)172-64-31
Обращаем ваше внимание, что монастырь отвечает на звонки ежедневно, кроме воскресных дней и церковных праздников, с 9.00 до 16.00 часов.
Адрес электронной почты : zosym@inbox.ru или oteon@bk.ru
Банковские реквизиты:
Р/с 40703810610110100205, к/с 30101810000000000602, БИК 041708602, ИНН 3311003666, КПП 331101001
Владимирское отделение ПАО Сбербанк России № 8611 г. Владимир.
Пожертвования также можно переводить на карту Сбербанка № 4817 7602 5672 4638, владелец карты настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ (Сергей Юрьевич С.) или на Яндекс-кошелек № 4100 1573 4392 279
Настоятель обители — игумен Серафим (Семилетов)
Благочинный и Казначей монастыря — иеросхимонах Пимен (Фролов)
Статью прочитали:
раз