1. Образ Рождества Пресвятой Богородицы, коим в конце XVI века чудесно было указано место близ Богородицкого болота «святой обители на собрание иночествующим к славословию Божию», в течение веков особо почитался на Александровской земле. Многими чудесами прославлен он был со времени основания в 1640 году преподобным Лукианом пустыни при запустевшей в смутное время церкви, хранящей святыню.
По древнему преданию, изложенному священником Успенского девичья монастыря Николаем Воскресенским, старец Лукиан и учредил крестный ход с чудотворной иконой из пустыни Рождества Богородицы в основанную им девичью Успенскою обитель в Александровой слободе. В моровой 1654 год, когда эпидемия чумы уносила жизни монахинь и мирян, «преподобный Лукиан пришел навестить инокинь с Небесною Утешительницею – Св. иконою Рождества Пресвятыя Богородицы, и молить Ея благосердие вместе с ними, дабы Она избавила и защитила Своим покровом Успенскую обитель от губительной язвы». Накануне праздника Успения Богородицы, 14 (27) августа, к освящению Успенской церкви в девичьей обители, и принес преп. Лукиан чудотворный образ. «Сей благочестивый обычай… без сомнения принял и преемник Лукиана преподобный Корнилий. После него, время сей обычай освятило…»
2. С 1771 года совершение крестного хода перенесено «на 6-е воскресенье по Пасхе, т.к. с этого именно дня, заступлением Царицы Небесной, прекратилась свирепствовавшая в г. Александрове чумная зараза», — писалось в ведомости Лукиановой пустыни за 1916 год.
3. Благодаря описанию священника Успенского монастыря иерея Николая Давидовича Воскресенского, составленному в 1850 году, мы можем в деталях представить, как именно совершался в прежние века крестный ход.
«Накануне 6-го Воскресения, в субботу, игумения Успенской женской обители чрез посланную казначею или благочинную испрашивает у Настоятеля Лукиановой пустыни благословения – отпустить Св. икону Рождества Пресвятыя Богородицы для посещения Александровского Успенскаго девича монастыря. Со стороны Начальника (Строителя) той пустыни всегда бывает на то согласие. К сему известному всем празднику бывает сильное стечение народа из окольных сел и деревень верст за 50, даже из ближайших городов Переславля Залесскаго и Троице-Сергиева посада Московской губернии.
Одни из усердствующих Богомольцев прямо приходят в Александровскую Обитель для слушания там всенощнаго бдения, а другие идут в Лукианову пустыню поклониться Св. иконе Рождества Богородицы, и там в субботу слушают всенощную, а в Воскресенье раннюю обедню, после которой, в сопровождении Настоятеля и богомольцев начинается шествие Св. иконы Богородицы из Лукиановой пустыни в город Александров. На пути в Александров в одном селе (Бакшеве) и двух деревнях бывают той чудотворной иконе молебныя пения с водоосвящением, четвертое молебное пение совершается в самом городе, в слободе, так называемой Садовне, куда выходит на встречу, также в крестным ходом, духовенство Александровского Успенского девичьего монастыря и градской Преображенской церкви.
По совершении сего с водоосвящением молебного пения Св. Икона Богородицы священнослужителями монастыря вносится в Успенскую женскую Обитель, где в Троицком ея соборе с пришедшими из Лукиановой пустыни священноиноками отправляется соборне Божественная Литургия. После обедни в сопровождении многочисленных богомольцев продолжается тем же духовенством обителей и Преображенской церкви ход с иконою большою улицею города, где выходит на сретение духовенство Христорождественского собора, и отпев тут молебен с водосвятием, сошедшееся духовенство при увеличивающейся толпе молящагося народа направляется за город по Троицкой дороге к часовне Всемилостивого Спаса, принадлежащей той Лукиановой пустыни, где совершается молебное пение с водоосвящением.
По совершении сего, Св.Икону Богородицы с принесенными с нею из пустыни образами Нерукотворным Спасом, Одигитрии и Воскресения Христова, относят в Успенскую обитель, а народ – иные остаются тут же при часовне для отдыха, а другие идут с ходом в Успенский монастырь, где в Соборной церкви бывает совершенный отпуск. Все пришедшие в обитель прикладываются к Животворящему Кресту и к чудотворной иконе Богородицы и кропятся святой водою. Сей торжественный процесс всегда оканчивается не ранее часа по полудни, а иногда и позднее. Святая икона Богоматери бывает в Успенском монастыре до дня Вознесения Господня; в это время Ею обносятся все келии жительствующих в монастыре, начиная с Настоятельницы; в келлиях чередовым монахом Лукиановой пустыни совершается молебное пение Пресвятой Богородице с водоосвящением.
В день Вознесения Господня, а иногда в Отдание Пасхи, после полудни часу в четвертом провождается икона ходом из Успенской обители в Александровский Христорождественский собор, где и остается до выхода из города. Из Собора принимается икона обывателями города в их домы для молебствий и в городскую Преображенскую церковь. При выходе из города икона опять вносится в Соборную церковь Успенской обители, откуда при молебном пении, всем духовенством города Александрова и гражданами окончательно провождается за город по дороге в Ея обитель – Лукианову пустынь. Во все время продолжения хода бывает в Александрове колокольный звон.
А по случаю принятия иконы для богомолья в селения по пути и около него и прочия в уезде и даже за пределами онаго, возвращается в пустынь только к годовому празднику обители в честь Ея иконы», к 8 (21 по нов. стилю) сентября.
Икона Рождества Пресвятой Богородицы почиталась также жителями г. Киржача и многих других селений Покровского, Переславского и Александровского уездов, которые с верой и надеждой ждали ее посещения.
4. 28 мая 1916 года особенно торжественным было празднование и крестный ход в 6-е Воскресение по Пасхе. В тот день в Александров прибыли 3 архиерея: управляющий епархией Архиепископ Владимирский и Шуйский Алексей (Дородницын), рукоположенный за 4 дня до того викарный епископ Суздальский Павел (Борисовский) и епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), ректор Московской Духовной Академии.
После встречи в Успенском женском монастыре игуменией Тамарой (Лихаревой), сестрами обители, игуменом Лукиановой пустыни Игнатием (Зачесовым), а также священнослужителями монастыря и окрестных храмов, Высокопреосвященнейший Алексий в сослужении Преосвященных Павла и Феодора и многочисленного духовенства совершил Божественную Литургию. По окончании ее он возглавил крестный ход к Спасской часовне. В ведомости Лукиановой пустыни 1916 года описывалось, что «время хода Владыка несколько раз осенял народ иконою Рождества Пресвятой Богородицы и окроплял святою водою стоявшие по пути шествия войска. Стечение народа было громадное, религиозное воодушевление достигало своего высшаго напряжения…». Игумен Игнатий с уверенностью предположил, что это «событие останется достопамятным в течение многих лет».
Это был последний крестный ход в 6 Неделю по Пасхе, совершенный в свободных условиях, перед годом безбожного революционного вихря 1917 года.
Кстати сказать, одному из служивших в тот день в Успенской обители архиереев – владыке Павлу (Борисовскому), несомненно пришлось его вспоминать, когда на несколько лет он оказался вновь в Александрове, но теперь уже на положении ссыльного.
5. Какова же история крестного хода в годы гонений на веру и Церковь?
До 1921 года он совершался неизменно. Супруга александровского учителя Лебедева в дневниковых записях отметила, что муж ее скончался в 1919 году под колокольный звон, в то самое время, как несли с крестным ходом икону Пресвятой Богородицы.
В 1920 году, первой из монастырей Владимирской епархии, была закрыта Лукианова пустынь. Несколько монахов еще некоторое время продолжали проживать в монастырских зданиях до окончательного изгнания, но храмы были опечатаны, имущество передано в ведение Александровского музея, и крестный ход с чудотворной иконой из Лукиановой пустыни стал невозможен.
В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».
В начале 1923 года был закрыт – «ликвидирован», как выражались новые власти – и Успенский женский монастырь.
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным» .
Но, тем не менее, совершение крестного хода в Александрове продолжалось!
Приходские советы городских церквей, заплатив положенную сумму, получали у властей разрешение на «религиозное шествие»:
В 1928 году 20 мая «в 6 воскресенье по Пасхе, как обычно ежегодно» около 9-ти часов утра был совершен крестный ход из Преображенского храма к Христорождественскому собору . К нему присоединился крестный ход из бывшей монастырской церкви прп. Серафима Саровского при станции Александров. По окончании поздней Литургии совместно с соборным крестным ходом и принесенными из приписной к нему кладбищенской Боголюбской церкви хоругвями, общее шествие было совершено к Спасской часовне — «из собора к братской могиле, находящейся в северо-западной части бывшего Артсклада, что около Карабановской проселочной дороги, для совершения молитвенного поминовения погребенных в означенной могиле».
Давая разрешение на шествие, Административный отдел Александровского Совета депутатов предупреждал, «что в случае могущих быть каких либо недоразумений при крестном ходе 20 мая, как-то: хулиганства, драк и тому подобного, ответственность возлагается» на церковно-приходской совет. Думается, что организацию подобных «недоразумений» властям было кому поручить…
Вскоре, в августе 1928 года, был закрыт Серафимовский храм, в 1929 году – собор Рождества Христова, около того же времени – Преображенская церковь. В те же годы советской властью были запрещены крестные ходы и колокольный звон.
А взамен их народу были организованы демонстрации.
6. Прошло более 60-ти лет, когда 12 мая 1991 года, в 6 неделю по Пасхе, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, был возрожден крестный ход, на этот раз из города Александрова – в разоренную Лукианову пустынь.
Этот день стал днем открытия пустыни. Несколько последующих лет крестный ход совершался в Лукианову пустынь из Успенского женского монастыря г. Александрова, который был открыт в ноябре 1991 года. А затем был восстановлен исторически сложившийся порядок – крестный ход стал совершаться из Лукиановой пустыни в Александров, в женский монастырь. Общеепархиальным торжеством стало на 6 неделю по Пасхе в 1995 году обретение честных мощей преподобного Корнилия. В этот день мы также совершаем общее празднование преподобным Лукиану и Корнилию Александровским.
Статью прочитали:
раз