Иерей Алексей Ануфриев: в пост мы должны потрудиться в силу наших возможностей

Зачем Господу наш пост? Какие главные ошибки совершают постящиеся? Возможно ли самостоятельно узнать свою меру поста? Отвечает клирик Христо-Рождественского кафедрального собора иерей Алексей Ануфриев.

Мы вступили в Рождественский пост и всем нам хотелось бы, чтобы этот период стал благоприятным временем подготовки нашей души к великому празднику Рождества Христова, чтобы мы смогли принести к яслям Вифлеемского Богомладенца благие плоды нашего воздержания — чистую совесть, доброе отзывчивое сердце, прощение к ближним, милосердие и любовь.  Именно милосердие и любовь являются главными причинами Боговоплощения, поэтому и весь наш пост, его внутренний смысл мы должны обращать к тому, чтобы потрудиться в силу наших возможностей над приобретением именно этих качеств (добродетелей).

 

…каждый священник вынужденно становится на период поста неким «церковным диетологом», к которому зачастую обращаются прихожане для составления индивидуального постного меню, менее или более строго в зависимости от сил и настроения вопрошающего…

 

В нашей повседневной жизни мы часто незаметно уходим от этого главного духовного смысла поста и приковываем наше внимание по большей части к гастрономическому аспекту воздержания и, отчасти, к ограничениям в развлечениях.  При таком подходе, каждый священник вынужденно становится на период поста неким «церковным диетологом», к которому зачастую обращаются прихожане для составления индивидуального постного меню, менее или более строго в зависимости от сил и настроения вопрошающего.

Вряд ли кто из священнослужителей рад такому, не совсем свойственного его положению роду деятельности, ведь священник обязан заботится о душах, а в процессе правильного сбалансированного питания и диеты разбирается далеко не каждый. Наверное, не нужно объяснять подробно, что у нас в храмах есть люди и пожилого возраста и с ослабленным здоровьем, которым строгий пост может пойти во вред и не только телу, но и душе, если будет совершаться с тщеславием.

 

…Мне хочется обратить внимание на то, где и когда зародились Уставы наших постов…

 

Мне хочется обратить внимание на то, где и когда зародились Уставы наших постов, ведь это необходимо учитывать и здоровым крепким постникам. Эти Уставы, как и в целом Типикон, регламентирующий весь богослужебный круг года и связанные в этим кругом посты и праздники, писались в монастырях стран Средиземноморского побережья, в первую очередь в Константинополе и Иерусалиме. То есть, в достаточно теплом климате, практически в субтропическом, где много солнца и урожай овощей и фруктов собирают два или даже три раза в год.

Во время написания Устава, это, по преимуществу первое тысячелетие, территория современной России и других северо-западных славян не входили в эйкумену (состав) Древних Восточных Православных Церквей. Центральная Россия является далеким севером относительно Иерусалима и Константинополя, не говоря уже о том, что у нас есть намного более холодные регионы, в которых сложно бывает собрать даже один урожай свежих фруктов и овощей. Поститься строго по монашескому Уставу теплого и даже жаркого Иерусалима в нашем умеренном климате сложно, а иногда и небезопасно. Все это я привел в пример для того, чтобы мы, учитывали свои территориальные и климатические условия и наш пост был разумным и посильным.

 

…если мы еще совершенно не вглядывались в свою душу, не сравнивали ее с тем образом, который нам дан в Священном Евангелии, то тогда пост однозначно вреден…

 

Ведь если телесный пост надорвет здоровье, его вряд ли можно назвать полезным, а если при этом мы еще совершенно не вглядывались в свою душу, не сравнивали ее с тем образом, который нам дан в Священном Евангелии, то тогда пост однозначно вреден. Телесный пост без покаяния и молитвы, без исправления жизни по Христу и апостольским заветам, уподобит нас злым и завистливым фарисеям, которые только и находили радость в том, что осуждали всех вокруг за то, что они были другими, непостящимися «грешниками». Христос уже произнес свой праведный суд над подобными «постниками», чтобы не случилось с нами ничего подобного, постараемся обратить наиболее пристальное внимание к движениям своей души, к тем грехам, которые мешают нашей душе приблизиться к Грядущему родиться в убогом вертепе Богу.

Еще мне хотелось бы затронуть один вопрос, который нередко задают священникам в период поста супруги. Это вопрос супружеского воздержания, как части телесного поста. По моему разумению, священник не имеет никакого права пытаться как-то регламентировать этот вопрос по своему усмотрению, это может привести к семейным потрясениям и печальным последствиям. Довлеющими судьями здесь могут быть только сами супруги, памятуя слова апостола Павла о том, что воздержание возможно и полезно исключительно по обоюдному согласию супругов, ради «упражнения в посте и молитве» (1 Коринф. 7гл. 5ст.)  Священник может лишь аккуратно напомнить об этом.

Вот, такие краткие заметки родились у меня в первые дни начавшегося поста, который хочется пожелать всем провести благоприятно и душеполезно. «Христос рождается – славите!» эти слова рождественского канона мы можем услышать в храме в преддверии праздника, будем славить Господа посильными добрыми делами, воздержанием, терпением, прощением обид, милостью и любовью к ближнему. Такие дары Господь всегда ждет и готов принять от нас и в Рождественскую ночь, и в любой день нашей жизни, это будет самым благоприятным постом для нашей души.

Новости епархии, Репортажи | Ноя 28, 2018

Статью прочитали:

97 раз


Последние опубликованные новости на сайте: