Заявленная тема – минимализм – видимо, это по моему интервью, которое я давал интернет-ресурсу «Православие и мир». это был такой стандартный разговор, но я имел в виду не тот минимализм. Давайте говорить так, я имею в виду церковный минимализм, даже не церковный, а христианский минимализм. Как есть христианский реализм, так есть и это. То есть, то направление, которое возникло на основе конструктивизма, дадаизма или даже абстракционизма. Очень трудно не согласиться со словами нашего любимого в юности архитектора Мис ван дер Роэ, который сказал «меньше значит больше». Когда средства становятся скупыми и когда мы рождаем некий образ храма, лишенного слишком богатого декора, в определенных случаях, конечно. Наша архитектура церковная, мне кажется, должна быть максимально универсальной.
Дело в том, что владыка митрополит руководит огромной метрополией, которая обладает огромным опытом реставраций. Святейший Патриарх делегировал в провинцию, во всю огромную страну духовный потенциал Церкви и создал нам огромное количество епархий именно в провинции. Вот Тагил — это одна из таких провинциальных епархий, которая входит в состав Екатеринбургской митрополии. Если мы говорим, что, допустим, нам на 20 тысяч жителей, лучше на 10, это совсем показатель хороший, нужен один храм, то в моей епархии полтора миллиона жителей, и я посчитал, что мне надо построить 40 или 50 недостающих храмов. Но мы же понимаем с вами, что это не градостроительная норма, как количество автостоянок в микрорайоне. Храмов много не бывает.
Почти за 4 года пребывания в своей епархии, я понял, что много вижу, много езжу, но все-таки это беднейшее с точки зрения архитектуры место. Если мы имеем какие-то большие памятники в крупных городах типа Екатеринбурга, то знаете, там, чтобы сделать колонну берется кусок мрамора цельный и из него делают колонну какую-нибудь, или из яшмы, малахита. Сегодня наша промышленная окраина несколько по-иному устроена. Мы говорим здесь о быстровозводимых, малобюджетных, типовых храмах, разборных, легковозводимых, но это все названия. Особенно малобюджетные. Понятно, что бюджета мало и будет еще меньше. В этих условиях у меня возникала идея создания некого образа храма. То, что происходит сегодня здесь и сейчас, вот эта выставка, это обсуждение наше, они все активнее и активнее от года становятся. Благодаря вниманию Святейшего и благодаря «Программе 200». И мне кажется, именно сейчас как при воскресении мертвых: кость к кости, скелет начинает создаваться и крепнуть. И если еще совсем недавно этот поезд архитектурный церковный отошел от станции и возводил пары, теперь он начинает двигаться, судя по нашему конкурсу, по выставке. Судя по тем усилиям, которые прикладывает патриархия.
Но если в патриархии у нас существует отделы: миссионерский, образовательный, ведется работа в армии, еще где-то, такие своеобразные министерства церковные, то, к сожалению, у нас нет министерства церковного искусства. Это очень важный момент – воспитать среду, хоть и кажется, что легче нанять. Вот владыке нужно 50 архитекторов, у меня нет ни одного, как быть? Во Владимирской епархии, это довольно древняя епархия, там была должность епархиального архитектора. 20 лет назад я пригласил выпускника одного архитектурного ВУЗа и сейчас он вырос в прекрасного архитектора, мы с ним вместе проектируем, творческий процесс идет. Он одновременно осуществляет архитектурный досмотр и все остальные функции; такая должность дожна была бы быть, я сейчас мечтаю только об этом.
Поэтому на Урал я приглашаю из Владимира реставраторов, еще кого-то, потому что нет таких традиций. Есть храмы, которые находятся в полуподвалах, в каких-то комнатах, в трансформаторных будках бывших. Из более чем 120 храмов только 60 занимают церковные помещения, которые нельзя назвать ведущими, там есть и новоделы и все остальное, хоть мы теперь и простились наверное с новоделом. Вот есть желание и необходимость иметь малый храм, который расположен в поселке. В Нижнетагильской епархии есть, поселок, в котором живет 5000 человек, говорят, он умирающий. А почему умирающий? Потому что церковной жизни нет.
Мне кажется, что создание образа современного храма состоит в следующем: это храм достаточно небольшой и аскетический. Если мы говорим икона – это молитва в красках, то храм формирует христианское сознание. И вот для этого необходимо, конечно, создание образа. Нельзя его получить просто так, взять и создать. Я безмерно благодарен Андрею Анисимову, что он как-то вычленил из тех людей, с которыми он работает группу молодых архитекторов, они назвали себя «Квадратура Круга». Сейчас видно, что они встают на ноги. Это такие свежие попытки создания образа. Этот образ должен быть многогранный, не типовой, в то же время применимый в разных ситуациях образ, его создать можно только через образованность архитекторов, через их подготовку. Может быть, они будут потом такими епархиальными архитекторами. Эти люди, которых мы должны готовить, которые будут заниматься церковной архитектурой, должны мыслить образно и в то же время они должны быть воцерковлены. Тогда Церковь будет профессионализироваться с точки зрения архитектуры.
Есть еще много частных моментов. Например, храм в архитектурной застройке: как мы где-нибудь в Италии или другой стране европейской видим рядовую застройку фасадами, улицу, в которую мы вписываем церковь, этот опыт надо перенимать. Или, к примеру, у меня есть в епархии 42 дивизия ракетная, самая большая передовая дивизия, тут не открываю никаких секретов, но у них много площадок. Меня просят: «сделай какой-нибудь разборный сборный храм». Есть попытки – делают палатку с куполом, делают вагончик с куполом, много всего делают, но я убежден глубоко, что для разборных элементов может быть профессиональный, профессионально-технологический подход. Современные материалы ушли далеко вперед с точки зрения их свойств, только нужно все это применить, потому, что эти храмы на одной площадке, где дислоцируется часть собираются, стоят там год-два, потом перевозится на другую площадку.
Ну и вообще в глубинке российской просто катастрофически не хватает правильно построенного храма, правильно с точки зрения образа, художественного образа. Создать художественных образ, еще раз повторюсь, можно только создав художественную среду. Художественная среда – это действительно журнал «Храмоздатель», это и выставки наши, их должно быть больше, конкурсов должно быть больше, обсуждений. Вот взял на заметку себе, как владыка митрополит Георгий, конференцию проведу архитектурную, ликбез. Этот ликбез будет полезен для батюшек, потому что владыка Георгий правильно сказал – батюшки не архитекторы, дай Бог, чтобы они проповедовали, несли слово Божие и выполняли свою основную функцию. Однако есть у них такая черта, они иногда хотели бы руководить архитектурой.
Мне кажется, мы стоим на пороге создания такого огромного пласта церковной архитектуры, в котором у каждого универсально будут свои качества. Качества и малого храма и среднего храма. Как говорится, в дни голода помяни дни сытости. Не знаю, для Москвы это актуально? Наверное, здесь немного по-другому, потому что действительно, она развивается, прекрасный наш центр. Без Москвы нет России, но без самой России её тоже нет, без тех забытых уголков, в которых необходим абсолютно минималистический подход, но в то же время подход, повторяюсь, абсолютно образный.
Хотел бы пожелать всем нам успехов.
Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский
20 января 2015 года
Живой журнал Даниила Странникова
Статью прочитали:
43 раз