Образ Рождества Пресвятой Богородицы, коим в конце XVI в. было чудесно указано место святой обители, в течение веков особо почитался на Александровской земле, как прославленный многими чудесами со времени основания пустыни. По древнему преданию, изложенному священником Успенского женского монастыря г. Александрова Николаем Воскресенским, старец Лукиан учредил крестный ход с чудотворной иконой из своей пустыни в девичью обитель в Александровой слободе.
В моровой 1654 год, когда эпидемия чумы уносила жизни монахинь и мирян, «преподобный Лукиан пришел навестить инокинь с Небесною Утешительницею – Св. иконою Рождества Пресвятыя Богородицы, и молить Ея благосердие вместе с ними, дабы Она избавила и защитила Своим покровом Успенскую обитель от губительной язвы». Накануне праздника Успения Богородицы, 14 (27) августа, к освящению Успенской церкви в девичьей обители, и принес прп. Лукиан чудотворный образ. «Сей благочестивый обычай… без сомнения принял и преемник Лукиана преподобный Корнилий. После него, время сей обычай освятило…»
В 1771 году, в настоятельство иеромонаха Иоанникия (1768-1771), над Россией вновь пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей. В Александрове, после совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила. Поэтому традиция совершения крестного хода была перенесена на 6-е воскресенье по Пасхе.
К этому дню всегда было сильное стечение народа из окрестных сел и городов Переславля-Залесского и Сергиева посада. В воскресенье после ранней обедни начиналось шествие в Александров. На пути в деревнях и въезде в город совершались молебны с водоосвящением. Навстречу крестному ходу выходило духовенство Успенского монастыря и Преображенской церкви города. В Троицком соборе совершалась литургия, после которой продолжался ход центральной улицей города, на которой его встречало духовенство Христорождественского собора. Совершив молебен с водосвятием, шествие направлялось за город к часовне Всемилостивого Спаса. После этого святую икону относили в Успенскую обитель, где в совершалось окончание праздника. Икона оставалась в Успенском монастыре до Вознесения Господня, после этого она отправлялась в Христорождественский собор, откуда принималась жителями города в дома для молебствий. Возвращался в пустынь образ она только к престольному празднику обители к 8 (21) сентября.
До 1921 года эта традиция соблюдалась неизменно. После закрытия Лукиановой пустыни в 1922 году, при изъятии церковных ценностей, была снята риза с чудотворной иконы. Сама же она была вывезена в музей «Александрова слобода». Советской властью были запрещены крестные ходы и колокольный звон.
Через 70 лет 12 мая 1991 года, в 6-ю неделю по Пасхе крестный ход был возрождён. По благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия из города Александрова в разоренную Лукианову пустынь отправилось шествие с подобранной похожей по размеру и иконографии иконой Рождества Богородицы для возрождения в обители монашеской жизни. Вскоре встал вопрос о местонахождении чудотворной иконы. К сожалению ни в музее «Александровская слобода», ни в других музеях, обладающих коллекциями православных икон, она обнаружена не была, и до сих пор пребывает сокрытой от нас. Вместо нее, однако, в 1992 г. был чудным образом обретен ее точный список XIX века, использовавшийся для совершения крестных ходов. С тех пор эта вновь обретённая икона заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители.
Через несколько лет установился исторически сложившийся порядок – крестный ход стал совершаться из Лукиановой пустыни в Успенский Александровский женский монастырь. В этот же день празднуется общая память преподобных Лукиана и Корнилия Александровских.
Статью прочитали:
раз