Преосвященнейший Иннокентий,
епископ Нижнетагильский и Серовский
Преподобный Сергий Радонежский – духовник Земли Русской
Собирают ли с терновника виноград,
или с репейника смоквы?
Так всякое дерево доброе
приносит и плоды добрые,
а худое дерево приносит
и плоды худые
(Мф.7, 16)
Особой радости преисполняемся мы сегодня, братия и сестры, ибо вместе с Епифанием Премудрым, составителем жития Игумена земли русской, можем сказать: «Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что Он даровал нам такового святого старца, я говорю о господине Преподобном Сергии, в нашей Русской земле и в наши дни…». Преподобный Сергий и жив, и действует и в наши дни! Мы собрались именно для того, чтобы подтвердить это. Мы собрались, чтобы и свой скромный вклад внести в продолжение традиции воспитания духа в падшем человеке, заложенную именно святым Сергием. Мы все прекрасно понимаем, что в современном обществе «образование является одним из тех краеугольных камней, на которых стоит и строится само бытие народа во всем многообразии сторон его жизни» [2].
Подумать только, человек, который не оставил после себя ни единой строки, человек, который всегда сторонился «откровенного учительства» закладывает в духе традицию русской образованности. Более того, подвижничество преподобного Сергия повлияло на все отечественную духовность, определило ее национальное своеобразие и неповторимость. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько самим образом жизни, своим отношением к Богу и ближнему. И народ услышал его безмолвную проповедь.
Преподобный Сергий оставил нам в наследство не авторитет, а пример. Пример не только для подражания, но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном, Преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшней науки, искусства и школы их небесным образцам.
Казалось бы, какой урок может преподать нам преподобный Сергий, который жил 700 лет назад? Преподобный свой подвиг совершал вдали от людей: он ушел в глухой лес и там основал свой монастырь. В то же время его именуют Игуменом земли русской, ее печальником – то есть человеком, заботящимся о стране и народе. В житии этого великого русского святого соединились и подвиг, и молитва, и служение. Чем же Преподобный заслужил такую признательность народа? Сменил ли политическое устроение в нашей стране? Изменил социальные отношения? Усовершенствовал экономику? Совершил научно-техническую революцию или укрепил военную мощь государства? Нет, Радонежский игумен ничего этого не сделал. Но он сделал то, что является главным в жизни любого народа: старался подражать Христу. Преподобный Сергий в первую очередь очистил себя, очистил свою душу, тем самым показав добрый пример, как можно изменить нравы нашего народа.
В истории образования русской нации выделяют два основных периода, принципиально отличных друг от друга. Содержание первого определяет «церковно-духовная устремленность русской образованности». Именно в этом периоде «оформилась и закрепилась религиозная основа национального самосознания», были восприняты и постигнуты смыслы существования народа, его идеалы во всех формах жизни: личной, семейной, общественной и государственной. Бог как единственная реальность и ценность является источником, основой и целью образования. Фактически эта эпоха подошла к своему завершению в XV веке, когда почили ученики преподобного Сергия.
С возникновением в России в XVI столетии Славяно-греко-латинской академии в образовании происходят перемены. Совершается поворот и переориентация религиозной культуры на ценности государства, общества, а, впоследствии – и каждой отдельной личности: «Государство признало, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практично, профессионально, а для этого сословно», – пишет П.Ф. Каптерев [цит. по 1. С. 36]. И сейчас мы видим, что отрыв образования от богодухновенной основы приводит к затяжному кризису. Сочетание богословских знаний, христианской нравственности и умственного воспитания – вот идеал образованного человека, идеал, «который, несмотря на тяжелейшие исторические потрясения, оставил неизгладимый след в самой сокровенной части души русского человека до сего дня» [2].
И преподобный Сергий воплотил этот идеал, который продолжает жить в сердцах многих и многих людей: по сей день сбывается пророческое видение святым стаи многочисленных птиц – его последователей. Входим ли мы с вами в эту небесную стаю? Нам кажется, что все, кто связывают образование с православным духом, не чужды этому полету. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «воспитав самого себя в любви Божией, обладая подлинной духовной свободой, преподобный Сергий самим свои поведением, самим внешним обликом воспитывал людей, пробуждал в них жажду свободы во Христе».
Его Святейшество в одной из своих проповедей назвал преподобного Сергия счастливейшим человеком. Нигде в его житии мы не найдем рассказа о том, что преподобный гневался, обижался, завидовал, ему удавалось хранить душевный покой в минуты конфликтов, интриг, сплетен, неурядиц и междоусобицы. Почему? Потому что он не пытался поправить что-то своими человеческими силами. Несмотря на тяжелые искушения и телесные лишения, он никогда во всю свою жизнь ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел. Он всегда и всем был доволен, при всех своих недостатках и нуждах был спокоен и терпелив: «Не было места унынию в мужественном сердце Сергия, – пишет преподобный Епифаний, – с радостью принимал он все скорби как бы от руки Божией; искушаемый, как золото в огне, он восходил от силы в силу; крепкий верою в Бога, он столько же крепко и уповал на Бога, по слову Писания: Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижится в век (Пс. 124, 1)».
В святцах Русской Православной Церкви упомянуто 77 имен святых Сергиев, большая часть из них – новомученики и исповедники ХХ века. Совершенно очевидно, что многие из них при жизни праздновали свои именины в день памяти преподобного Сергия. Вообще имя «Сергий» очень распространено в среде духовенства в силу все той же причины – глубокого почитания преподобного Сергия, чей подвиг особенно был близок людям духовного звания. Умеем ли мы молиться новомученикам также, как молимся Сергию Радонежскому? Но для этого надо всё-таки смотреть на новомучеников не как на большое количество людей, пострадавших в советское время за Христа, а на каждого отдельно. Сколько их? Несколько тысяч? А как можно почитать сразу несколько тысяч? Как можно вместить? Что мы знаем о каждом из них? Что мы знаем, например, о святителе Сергии Нижнетагильском, который, наверняка, тоже праздновал свои именины в день памяти своего небесного покровителя. Наша задача сегодня – сохранить и передать молитвенную память о наших родных уральских святых, которых мы только еще учимся любить так же, как любим преподобного Сергия. Через духовника и молитвенника Земли Русской духом Христовым осуществляется связь времен и подается источник любви.
Вспоминая о преподобном Сергии, мы словно проверяем самих себя, как бы измеряя ту духовно-нравственную меру, которая отмерена нам преподобным, и если осталось еще хоть немного, то мы продолжим бороться и будем бороться, только бы не истощился в нас весь запас любви по молитвам великого печальника, игумена, духовника, молитвенника, ангела-хранителя Земли Русской.
Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!
Литература
- Дивногорцева, С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / С. Ю. Дивногорцева. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2010 — 260 с.
- Осипов А.И. Русское духовное образование: исторический контекст и современное состояние / А.И. Осипов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/russkoe-duhovnoe-obrazovanie.html
- Смирнов Д. прот. Преподобный Сергий сумел показать Руси ее подлинное лицо [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-sumel-pokazat-rusi-ee-podlinnoe-lico/
Статью прочитали:
52 раз