Здесь энтузиасты создали художественную мастерскую «Вольгинский колоколец». Их смело можно считать первопроходцами в данном деле, ведь, как утверждают знатоки, своего завода по отливке колоколов на территории Владимирской губернии не было.
Колокольный звон – один из символов России. Не зря появилась присказка «Русь жива, пока поют колокола».
В древности колокола отливали поштучно. Прямо на месте. Процесс изготовления «голоса церкви» Тарковский показал в новелле «Колокол» фильма «Андрей Рублев». Колокольных дел мастера с окраины Вольгинского действуют по иному.
Колокольная миссия
— Мой тесть — Игорь Егорович Сидоров всю жизнь колокола льет, — рассказывает директор мастерской Игорь Лукьянов. — В семье постоянно обсуждали проблемы возрождения традиций колокольных звонов, производства колоколов. Мы все прикипели к этому делу. У кого первого родилась идея создать семейное производство по отливке колоколов – сейчас уже и не вспомню. Ощущение, что она одновременно возникла сразу у всей семьи.
Производство колоколов, убежден Лукьянов, решает сразу несколько задач. Это и новое производство, и новый туристический продукт и духовно-патриотическое воспитание земляков. А еще, утверждает Лукьянов, имеется и некий мистический аспект «колокольной миссии»:
— Там, где возрождаются звоны, возрождаются и села. Звон охраняет, оберегает, направляет. Потому что колокольные звоны гармонизируют пространство, помыслы и устремления людей. Нет церкви – нет села. Вот смотрите, у нас рядом два старинных села – Иваново и Аргуново. В Иванове восстановили церковь и звонницу. И село живет, развивается. А Аргунова больше нет. Хотя большое село было. Аргуновские плотники славились по всей России. Как церковь снесли, так и села не стало. Одна только колокольня осталась. Ее два раза пытались взрорвать, — устояла. Потом артиллеристы (рядом военная часть находилась) стали ее как мишень для стрельб использовать. Хорошо, что кому-то из начальников в шестидесятых стыдно стало, решили оставить колокольню в покое. Так и стоит она одиноко в лесу. Даст Бог, найдутся люди, восстановят. Тогда и село возродится.
Колокола объединяют
Музей колоколов и медного литья совершенно логичен в миссионерской логике создателей «Вольгинского колокольца». И помещение для него уже готовится. Пока же собранные экспонаты будущего музея «проживают» в разных местах: часть в мастерской, часть – в киржачском Музее меди и латуни.
— Чтобы люди ценили и гордились историческим и культурным достоянием своей страны, они должны о нем знать. А где узнать о традициях колокольного дела? — вопрошает Лукьянов. — Сейчас в стране только 5-6 предприятий колокола льют. Может, за Уралом или в Воронеже и проводят экскурсии, но это далеко от нас. На подмосковное предприятие «посторонних» не пускают. Вот мы и хотим исправить ситуацию. Готовы все показать-рассказать. И о производстве, и об истории колоколов. Даже мастер-классы устраиваем.
На мастер-классах экскурсантам предлагают «нарядить» небольшой сувенирный колоколец — сувенир для себя или для близкого человека, сделав из воска «именную» обнарядку, или научиться звонить в колокола. Специальный компактный тренажер для обучения звонарей подарил вольгинцам Андрей Дьяченко.
На экскурсиях уже побывали постояльцы ближайших санаториев и вольгинские школьники. Остались довольны. Многие, говорят в мастерской, ящик для пожертвований пополнили.
— Зачем этот ящик? Это на отливку колокола, — пояснил Игорь Лукьянов. — Колокольный звон – та же молитва. Это старая традиция — увековечивать память о людях в колоколах. Кто-то заказывает свое имя на колоколе, кто-то имена близких. Считается, что при каждом ударе колокола эти имена поминаются – и во здравие, и за упокоение — на небесах. И сейчас можно заказать персональный колокол. Только стоит это очень дорого. Медь сама по себе дорогая, а еще при плавке очень много расходуется топлива и электроэнергии. Даже самый маленький церковный колокол никак не меньше 10 тысяч рублей выйдет. Не у всех людей такие деньги есть. А мы решили отливать народные колокола. Люди бросают в ящик, кто сколько может, набирается на колокол, мы его отливаем с именами жертвователей и дарим в какой-нибудь из местных храмов.
Идей и планов у вольгинских колокольных мастеров полно. И большая часть их предполагает включенность общественности в жизнь предприятия, или, наоборот, включенность предприятия в жизнь местного сообщества. Да и не особо это важно, главное — что вместе, что «соборно».
Сейчас с благословения епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия, по храмам Петушинского благочиния собираются подписи под прошением установить в строящемся главном храме Вооруженных Сил России вольгинские колокола. Колокола для этого храма уже заказаны в Воронеже, но жители Петушинского района уверены, что там и вольгинским колоколам найдется место. Миряне даже собирают пожертвования на их отливку.
По материалам сайта vedom.ru
Реквизиты для перечисления денежных средств на изготовления колокола в дар главному храму Вооруженных Сил России:
ИНН 332100836897
КПП 0
ОГРН 305331601105907
р/счёт 40802810910000016660 ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8611 ПАО СБЕРБАНК
корр. счёт 30101810000000000602
БИК 041708602
к/с 30101810000000000602
Статью прочитали:
раз