Велопробег проходил от славного города Кольчугино — деревне Прокудино — село Давыдовское — село Ильинское — село Алексино. Расстояние маршрута составляет 17,5 км.
Город Кольчугино основан в 1871 году как рабочий посёлок при медерасковочном и проволочном заводе московского купца Александра Кольчугина близ села Васильевского, на речке Белой, впадающей в реку Пекшу, и назван его именем.
Покровская церковь с. Васильевского была приписана к Дмитровскому погосту. Настоятелем объединённого прихода был священник церкви Дмитровского погоста. В это время в ней служили священник Павел Архангельский и причетник Василий Сущевский. С 1871 г. рядом с селом вырос фабричный посёлок потомственного почётного гражданина, коммерции советника Александра Григорьевича Кольчугина (1839-1899).
По благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия и епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия в городе Кольчугино продолжается строительство нового православного храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, с пределами в честь преп. Серафима Саровского и благоверного князя Андрея Боголюбского. Место выбранное для строительства нового храма — центр города. Храм предполагается выстроить в лучших традициях Владимиро-Суздальского зодчества, великолепные шедевры которого являются до сих пор всемирным наследием. Строительство храма Владимирской Иконы Божией Матери — это обретение нами исторической памяти и продолжение нашей истории.
Именно от этого нового православного храма начинается наше увлекательное путешествие. Отец Александр и прихожане храма после молебна на начало доброго дела отправились в путь.
Как вспоминают его участники: «Бог дал замечательныю погоду. При ярком солнце особенно торжественно звучали слова древней молитвы, которую пели от мала до велика,- «Царю небесный….».
Следующей остановкой было село Прокудино
По рассказам местных жителей, деревянная церковь в Прокудино была перенесена из Давыдовского после построения там каменной.
Деревянная церковь, обшитая тёсом, датируемая рубежом XVIII-XIX вв. Одноглавый четверик с пятигранным алтарём, небольшой трапезной связанный с шатровой колокольней. С XIX в. была приписана к храму в Давыдовском. Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня, в 2000-х обрушились перекрытия. В конце 2000-х развалины церкви полностью разобраны.
Итак, мы добрались до села Давыдовское, будь мы простыми туристами, приехавшими на автомобиле, мы бы и сотой доли не восприняли от того, что нам рассказывал о монастыре, его истории настоятель храма игумен Георгий (Хлебников).
Церковь Покрова Божией Матери стоит на р. Пекше и Мурмоге. В XVII в. село было владением Отяевых. В XVIII-XIX вв. здесь была усадьба Отяевых и Ильиных.
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Давыдовской волости Юрьевского уезда, с 1924 года было в Кольчугинской волости Александровского уезда.
Поодаль от храма источник, который забил в холерном 1848 г. по молению перед чудотворной иконой Божией Матери Боголюбской. За алтарём Покровского храма, рядом с могилами своих родителей, протоиерея Андрея и
Татьяны, погребён настоятель храма с 1991 по2001 г. архимандрит Амвросий (1933-2001 Глеб Андреевич Бородачёв). Он родился в г. Куйбышеве (ныне Самара), в семье священника. Его отец протоиерей Андрей Бородачёв (ум.1992) служил в священном сане около 40 лет. С юности Глеб тянулся к храму и стал помощником архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). В 1951 г. окончил среднюю и музыкальную школы, в 1954 г.музыкальное училище по классу скрипки. Учился в консерватории, нодуша чаяла большего, и он поступил в Саратовскую Духовную семинарию. Его захватил своим служением и особенно проповедью митрополит Вениамин (Федченков), благословивший Глеба на священнический путь. Отец Амвросий с любовью вспоминал своего наставника, у которого нёс послушание иподиакона. По благословению митрополита он поступил в Московскую Духовную академию, которую
окончил в 1963 г. со степенью кандидата богословия. Лавра преподобного Сергия расположила Глеба к иночеству, и он вступил в число братии. 9 сентября 1963 г. послушник Глеб был пострижен в монашество с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. 10 ноября 1963 г. монах Амвросий рукоположен в сан иеродиакона, а 22 апреля 1965 г. в сан иеромонаха. Обладая великолепным тенором, он украшал пение братского хора. Был награждён набедренником и наперсным крестом. В 1967 г. о. Амвросий покинул Лавру. Нёс церковное послушание делопроизводителя Саратовского епархиального управления, служил священником во Владимирской (1970, 1976-1982), Ивановской (1970-1975), Калининской и Костромской (1983-1988) епархиях. В 1973 г. возведён в сан игумена и награждён палицей. В 1971- 1972 гг. находился за штатом. Занимался учёной работой.
Последним местом служения о. Амвросия стал Свято-Покровский храм с. Давыдовское, настоятелем которого он был назначен в 1991 г., здесь, будучи уже больным, пробыл до самой кончины. Ко всем прихожанам относился по-евангельски: «Приходящего ко Мне не изжену вон», всегда находил время для разрешения их духовных вопросов. Отец Амвросий за каждой службой нёс людям Слово Божие, его проповеди были всегда неповторимы. Для вновь приходящего батюшка в проповеди пытался, как он сам говорил, «рассказать всё от Адама», и это у него великолепно получалось за 20-30 минут, глубоко и убедительно. «Горе мне, если я не проповедую», — цитировал часто о. Амвросий слова апостола Павла, как первую пастырскую заповедь. В службе был аккуратен и исполнителен, не любил, когда она прерывалась необоснованной паузой на клиросе и особенно разговорами в храме. Сам пел воскресные экзапостиларии, праздничные светильны и с большим трепетом исполнял «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Несмотря на болезни, службу совершал ревностно и получал после Причащения Святых Даров бодрость и силу. В1993 г. за 30-летнее усердное служение Святейшим Патриархом Алексием II игумен Амвросий был награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 1996 г. возведён в сан архимандрита.
О своей смерти он был извещён покойным отцом, почившим протоиереем Андреем, который в день перед смертью явился ему и сказал: «Готовься, умирать будешь». 8 июля он в последний раз приобщился Святых Христовых Тайн, а рано утром 9 июля, в день памяти Тихвинской иконы Богоматери, мирно отошёл ко Господ
С 2001 г. настоятелем храма являлся протоиерей Владимир Анатольевич Петров. Отец Владимир известен своим пасторским попечением не только в пределах сельского прихода. Он являлся активным членом целого ряда общественных комиссий, в которых присутствовал как представитель Церкви, известно его участие в работе со школами, социальными и пенитенциарными учреждениями, Молодёжным советом Александровской епархии.
Отцу Владимиру удалось сделать из прихода дружную общину, сплочённою единой верой. Немало трудов положено за последние годы по ремонту, реставрации и благолепию храма. Он стал более уютным и светлым. Появились новые и отреставрированы старинные иконы, приобретена красивая церковная утварь, сооружены новая паперть, ограда и многое другое. Церковь преобразилась и снаружи, и внутри. Отец Владимир являлся настоящим попечителем и духовным отцом для своих прихожан и многих, кто к нему обращается. Он активно участвовал в митингах памяти жертв Великой Отечественной и Афганской войн, проводимых не только в Давыдовском, но и других близлежащих посёлках.
Все эти труды не остались незамеченными. По представлению Иннокентия, епископа Александровского и Юрьев-Польского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, за труды в миссионерском служении удостоил юбилейной медалью «50 лет автономии, Японской православной церкви» настоятеля Свято-Покровского храма, протоиерея Владимира Петрова. Награда была вручена 20 декабря 2020 года епископом Иннокентием за воскресным богослужением в Давыдовском храме. Этой медалью отличаются те, кто внёс свой вклад в дело миссионерства и просветительства. Высокая награда укрепляет и вдохновляет на дальнейшие труды, как и образ святителя Николая Японского, свидетельствовавшего о вере всей своей жизнью.
23 сентября 2021 года на 73-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался настоятель Свято-Покровского храма с. Давыдовское протоиерей Владимир Анатольевич Петров. Многие пришли проститься с любимым батюшкой, духовным отцом, истинным пастырем 26 сентября…
Церковь Илии пророка в с. Ильинском
Кирпичная двухэтажная церковь, построенная на средства Стромиловых. Точной даты не имеет, может быть датирована 1-й третью XVIII в., алтарь, трапезная и колокольня перестроены в кон. XVIII — нач. XIX вв. Четверик верхнего храма завершался двумя практически равными по габаритам восьмериками, верхний из которых выделялся поворотом относительно оси нижнего, и главкой. Трапезной храм соединялся с колокольней. Внизу был тёплый Ильинский храм с Казанским и Никольским приделами, вверху холодный Входоиерусалимский с Покровским и Варваринским приделами. Закрыта не позже 1930-х, снесена в 1960-х.
Село Алексино церковь Введения во храм Божией Матери
Ещё выше по течению р. Пекши стоит старинное дворцовое село Алексино. Это древнейшее поселение Кольчугинского района. В первый раз оно упоминается в документах начала XIV в. как вотчина великих князей московских. Великий князь Иоанн Данилович Калита в духовной грамоте 1328 г. завещал «село Алексинское сыну своему Ивану». Великий князь московский Иван Иванович Красный (1326-1359) завещал село сыну Дмитрию. В 1389 г. великий князь Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) в духовной грамоте отказал «село Олексиньс- кое на Пекше» сыну, князю Андрею Дмитриевичу (1382-1432, пятый сын Дмитрия Донского, удельный князь можайский).
Ещё Иван Калита в своей грамоте 1328 г. назвал Алексино селом,
это указывает на то, что церковь здесь уже была. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится «церковь Николы Чудотворца в селе
Алексине». В середине XVIII в. кроме Никольского престола в церкви
были придельные престолы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери.
В 1930-1940-е гг. в с. Алексине жил и служил великий старец-иеродиакон Израиль, долгое время подвизавшийся на Афоне и впоследствии ведший весьма строгую подвижническую жизнь, имевший дар прозорливости. Когда в селе закрыли храм, он ездил молиться в с. Новое Юрьев-Польского района, но там не служил. После открытия Троице-Сергиевой Лавры перешёл в неё, принял схиму с именем Варнава и пребывал там до кончины.
К сожалению храм не сохранился до наших дней.
Хорошее впечатление у «велопаломников» оставили те церкви, которые восстанавливаются: «Радостно видеть, как буквально из пепла возрождаются святыни. Радостно видеть и самоотверженных людей, которые не жалеют сил и времени для их восстановления. Будь то маленькая часовня, будь то большой храм – сил нужно приложить в любом случае много».
Когда ты в паломничестве, когда ты хоть как-то потрудился (пусть крутя педали, но все-таки уставая), когда распорядок дня группы включает молитвы, то, поверьте, свою малую родину ты начинаешь воспринимать совершенно по-другому. Кто бы мог подумать: сотни раз проезжая мимо монастырей и храмов нашей земли, начинаешь слушать (дай Бог, слышать!) то, о чем они говорят! Раньше-то всё – “Памятник культуры такого-то значения”, а ведь даже самый разрушенный храм, даже его остатки – это не “памятник”, а значение! И в первую очередь для нас самих: что мы можем сделать для того, чтобы это значение было значимо для наших душ? Нужно ездить на велосипедах. Или ходить пешком – так лучше узнаешь свою землю. Кроме того, лучше начинаешь понимать, что сама величественная, природа земли русской может служить храмом – не зря ведь еще Ломоносов писал о том, что есть две книги для познания Бога: Священное Писание и природа. Их надо просто уметь читать. Думаю, что такие велосипедные поездки этому учат. Надо ездить по своей земле, посещая и поклоняясь ее святыням – что, у нас их мало?
«Могу ли я посоветовать устраивать такие экскурсии-паломничества?– Безусловно. Во-первых, это поддерживает хорошую физическую форму – мы активно выступаем за здоровый образ жизни. Во-вторых, и это самое главное, человек, на мой взгляд, должен знать святыни собственной земли. Так что присоединяйтесь!»
Статью прочитали:
раз