«Без восторга, вдохновения и веры, человек не войдет в пост»

Сейчас идет четвертая седмица Великого поста – важнейшего их четырех многодневных постов церковного года. Мы встретились с епископом Александровским и Юрьев-Польским Иннокентием, чтобы поговорить о тонкостях во время поста.

— Владыка Иннокентий, в нашей отечественной этимологии все не так просто. Откуда пошло такое название Великий пост? Почему великий?

— Это пост, которым постился Спаситель, будучи в пустыне. Видимо поэтому. А еще потому, что он самый продолжительный и самый важный для формирования аскетического настроения и помощи нам. Это не тренинг, а преображение себя. Замечательное время вдохновенного подвига, который в качестве дисциплины и в качестве духовном предписан нам. И по возможности обязателен для соблюдения. Когда его стали называть Великим, я затрудняюсь сказать. Мы издревле встречаем в церковной литературе. Это такой обычай. Когда возникают этимологические название, это его народное обозначение, чтобы он отличался. Есть Петров пост, Рождественский пост, Успенский пост, а этот не Пасхальный, а Великий. То есть самый важный, который приготовляет нас к встрече великого Христова Воскресения.

— В послании к Римлянам Святой апостол Павел пишет: «14:2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи». Преподобному Серафиму Саровскому принадлежат слова – «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте», а преподобный Иоанн Дамаскин, «если бы в посте все дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Все очень уважаемые и не только среди воцерковленых людей авторитетные люди.  Выбор меры поста от кого зависит? От самого постящегося или это записано «на каких-то скрижалях»? По типу не есть всем!

— Прежде всего, от самого постящегося. Как и вера. Все зависит. Господь сделал нас свободными, он не стоит ни над кем с дисциплинарным уставом. Это ж не армия. Конечно, по-своему и армия, но все добровольные воины. Воины с грехом и плотью. И если человек вошел в христианскую веру, тогда он принимает добровольно условия поста. Эти высказывания – это такие максимы, которые должны подчеркнуть суть. Речь идет о том, чтобы не забывали и не ели друг друга. И прежде всего духовные основы поста несли бы в себе. Но без ограничения себя в пище это вряд ли возможно. Это тот путь, который церковь определила как удобный, правильный. Проще отказать себе в куске мяса, чем отказать в злом проявлении души, зависти. Я сегодня прочитал высказывание одного старца: «если бы мы анализировали каждый день своей жизни, то мы бы поняли, что никакого поста мы не соблюдаем. Потому что самый главный – духовный пост – мы нарушаем. Внутренним осуждением, какими-то дрязгами в голове».

— Человек первый раз в жизни решил начать поститься. С чего лучше начать: ограничения в пище или как-то контролировать свои мы и поступки?

— Это уже вопрос о технологии. Ему Бог подскажет.

— То есть главное желание и не отступать от этого?

— Я бы сказал, главное, когда это желание созреет. У вас даже вопроса не возникнет, если вы к этому пришли, вдохновленные верой. Без восторга, вдохновения и веры, человек не войдет в пост.

— Владыка Иннокентий, для многих первый раз пройти Великий пост – это цель. Но истинная цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Значит все-таки пост это не цель, а средство достижения поставленной задачи? Нет ли тут противоречия?

— Противоречия тут нет. Это и цель и средство. Прежде всего, средство. Но в данном случае, оно не может быть отделено. Потому что мы в это время каемся, выполняем для себя важные духовные задачи. Тут все вместе. И не только чтобы встретить Пасху. Кто-то и без поста может встретить также радостно Пасху. Все зависит от благодати Божьей. Понимаете, мы же не раскладываем православие по косточкам. Оно достаточно сложное. Если вы что-то делаете в этих рамках, это многими нитями связано и с верой во Христа и с христианством. То, что Христос был среди нас, жил, пострадал за нас. И мы частично носим его в себе, не только в причастии, но и в сердце.

— Не знаю, кому точно принадлежат слова, но слова очень хорошие: «Истинный пост состоит не в едином изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам бы хотел съесть, отдать алчущему». Судя по лексике, слова сказаны давно. Значит, пост может быть не только в пище, это могут быть добрые дела?

— Это следствие поста. Когда вы одерживаете даже небольшую победу над собой, то у вас открывается внутренняя потребность помогать. Тут все связано. Если вы причастились, хорошо исповедовались, начали пост строгий или не очень, после этого вам захочется делать добрые дела, обратить внимание на ближнего. Это безграничное творчество, безграничная кладезь. Наша аскетика и пост – приготовление к Пасхе. Это вершина пути. Вершина – светлое Христово Воскресение. Все будут кричать «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Чего кричат? Почему кричат? Это такая всеобъемлющая радость, которая живет в сердце. Она уже стала мистической и свойственная нам чуть ли не генетически. Радость пробуждения, восторг, что ты спасен, что жизнь вечная, что Христос победил смерть. И на этом пути, конечно, милосердие. Об этом много написано в пасхальных текстах: братское слияние и бедных и богатых. Так должно было бы быть. Но Пасха проходит и все, к сожалению, становится на свои места.

— А как быть в пост с телевизором, Интернетом, другими видами коммуникации, развлекательная составляющая заложена почти во всем?

— Один мой знакомый когда-то давно сказал, если в обычной жизни мы смотрим цветной телевизор, то в пост нужно смотреть черно-белый. Или, например, отец Дмитрии Смирнов – наш большой проповедник образа жизни, народного православия. Когда его спросили по смыслу похожий вопрос: «Батюшка, а можно ли в пост вино?». Он ответил: «Устав это дозволяет». «А сколько?». И глазом не моргнув, отец Дмитрий отвечает «Ну, ящик».

— Один мой знакомый, часто цитирует слова десантника N1 Василия Филипповича Маргелова: «Сбит с ног — сражайся на коленях, идти не можешь — лежа наступай». И этот принцип он переносит и на Великий пост. Нет возможности поститься – читай писание, если до поста читал по одной главе, в пост читай две. Главное делай что-нибудь для души. Прав ли он в такой вольной трактовке?

— Да, я думаю, прав. Каждый волен трактовать по-своему. Принцип правильный. Принцип мелких дел, маленьких побед, как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Не надо ставить глобальных задач, но нужно ставить выполнение какой-то задачи всеми силами, идти к этому, изобретать пути, если не можешь пройти одним путем, то ищешь другой. Это демонстрирует твое желание не отступать от цели.

Беседовала А.КУЛЬКОВА

 

Новости епархии, Репортажи | Апр 3, 2019

Статью прочитали:

раз


Последние опубликованные новости на сайте: