В преддверии главного православного праздника Светлого Христова Воскресения мы встретились с секретарём Александровской епархии иеромонахом Даниилом (Колесниковым) и поговорили о событиях, произошедших в нашей епархии, о празднике Пасха и, конечно, о том, как же быть сейчас в сложной эпидемиологической ситуации.
– Прежде чем мы перейдём к теме нашей беседы — празднику Пасхи — расскажите, какие изменения произошли в Александровской епархии за последнее время?
– Александровская епархия развивается, в 2019 году численность духовенства увеличилась на 15 человек, все они закончили духовную семинарию. На сегодняшний день вновь рукоположенные священники и диаконы несут служение на приходах епархии.
Особое внимание уделяется работе с молодежью, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Из событий, произошедших в Александровском районе, стоит отметить молодежный Сретенский турнир, состоявшийся в феврале этого года в Александровском ФОК «Олимп». В нём приняли участие более 100 молодых людей из районов нашей епархии. Традиционную спортивную пробежку по улицам города возглавила глава Александровского района Людмила Михайловна Кузьмина. Приятно, что власть вместе с молодёжью и Церковью почтили праздник Сретения Господня. По отзывам участников входящие в программу турнира спортивные состязания и его интеллектуальная часть были очень интересными. В следующем году Сретенский турнир пройдёт в Киржаче, так как в соревнованиях победила киржачская команда.
Одним из крупных епархиальных проектов является молодёжный форум «Природа не терпит пустоты», который ежегодно проходится в селе Лыково Юрьев-Польского района. В 2019 году форум носил межконфессиональный характер, в нем участвовали более 160 представителей молодежи национальных и религиозных общин области, зарубежные гости. Участники были благодарны за возможность живого, неформального общения. Организатором мероприятия является Епархиальный отдел по делам молодежи под руководством протоиерея Дионисия Комчихина.
Историческое событие произошло в феврале в городе Юрьев-Польский – состоялось торжественное перенесение мощей благоверного князя Святослава Всеволодовича из Покровского храма в историческое место их пребывания — Михаило-Архангельский мужской монастырь.
В настоящее время в епархии реставрируется более 40 храмов – памятников архитектуры, а также строятся новые храмы и часовни. В марте этого года был установлен крест на центральный купол самого большого из строящихся храмов епархии — храма во имя Владимирской иконы Божией Матери города Кольчугино.
Кроме того на территории Александровской епархии открылась мастерская по отливу колоколов. В поселке Вольгинском Петушинского района освятили колокололитейное производство, где были отлиты колокола для малой звонницы Главного Храма Вооруженных Сил РФ.
– Пасху называют «праздников праздник и торжество из торжеств». Почему именно Пасха главный праздник для православного человека, а не, например, Рождество Христово?
– Вся жизнь Иисуса Христа была служением людям. Бог, воплотившийся от Пресвятой Богородицы, принял образ человека, ходил по земле, исцелял и воскрешал. Ради людей Он претерпел страдание и унижение, умер и воскрес, как Начальник жизни и Победитель смерти. Именно в Воскресении Христа суть нашей веры. Если бы Он не воскрес, то ничего бы не изменилось. Иудеи приносили бы жертву Богу Яхве, читали Тору, и не возникло бы великой христианской цивилизации, определившей историю мира.
На иконе Воскресения Христова изображено, как Господь выводит из ада Адама и Еву. Книга Бытия описывает жизнь первых людей в прекрасном Райском саду. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, как творца, способного создавать что-то новое, делать добро. Но человек избрал иной путь, захотел жить по своей воле. Поддавшись обману древнего змия – диавола, первые люди отпали от Бога, исказили в себе образ Творца и впустили в этот мир зло: «завистью диавола вошла в этот мир смерть». Грех богоотступничества — наследственная болезнь, которая передалась всем их потомкам, неся с собой смерть. И эта болезнь живет в каждом из нас.
Ничего, по сути, в человеке не изменилось. Святые отцы говорят, что мы грешим «в Адаме», «вместе с Адамом» и «как Адам». Если вспомнить диалог, который происходил между Творцом и Адамом после грехопадения, он весьма печален, но ведь и мы, спустя тысячелетия поступаем точно также. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
Нарушив связь с Богом, обманув его доверие, первый человек почувствовал свою наготу и ничтожность, хотя имел практически всё. Но он не раскаялся, не обратился за помощью к Богу: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». А Ева сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». Так и мы поступаем на протяжении всей жизни, обвиняя в своих бедах кого угодно, кроме себя, и не желая искренне и правдиво обратиться к Богу, признаться в источнике всякого зла — своих грехах — и попросить помощи. Но Господь, даже в этот момент отвержения Его человеком, дает своему любимому созданию обетование о приходе Спасителя: «семя жены сотрет главу змия». С этого времени человечество ждало Того, Кто победит смерть. Смерть неестественна для человека, но в искалеченном грехом мире она играет роль ограничителя зла и греха. Иоанн Златоуст по поводу смерти говорит: «Воистину благодетельно установлена смерть. Она есть окончание всего злого, что может происходить в мире». С другой стороны память о конечности земной жизни помогает человеку оставаться человеком: «памятуй о смерти и вовек не согрешишь».
В тропаре праздника говорится: «Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смерть связывает верующих и не верующих, потому что жизнь человеческая конечна. Поэтому Торжеством из торжеств для всех людей является то, что Христос победил смерть, и она перестала быть столь страшной и всесильной. Наша жизнь не оканчивается земным существованием, нас всех ждет Вечность, и от нас, от наших поступков и состояния нашей души зависит какой она будет, когда «мёртвые во гробах услышат глас Сына Божьего и, услышавши, оживут». Воскресение Христово открыло нам дорогу в потерянный рай – Царствие Божие и мы все можем войти туда, если захотим.
– Все дни Страстной недели носят названия «Великих» (Великий понедельник, Великий вторник…) и народная этимология использует те же названия, кроме четверга, четверг еще называют Чистым Четвергом. С чем это связано? И что обозначает каждый из дней Страстной недели?
– Предваряет Светлое Христово Воскресение Великий пост – «Великая Четыредесятница», установленная в память о том, что перед Своим служением Господь сорок дней постился в пустыне и был искушаем дьяволом. Во время поста происходит приуготовление человека к празднику Пасхи. Мы вспоминаем земную жизнь Спасителя, его страдания,– всё это приготавливает нас к Торжеству из торжеств – Воскресению Христову, светом которого озарен для христиан весь Великий пост, ведь после него наступит Пасха, которая никогда не прекращается. Мы вспоминаем о ней каждую неделю, потому что каждое воскресение есть малая Пасха. Пасхальная радость — это состояние человека, которому обещана вечная жизнь. Этому главному событию нашей жизни предшествуют Великие дни Страстной седмицы.
В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз Иисуса Христа, которого также предали из корыстных побуждений, зависти и злобы.
В Великий вторник мы вспоминаем обличение Иисусом фарисеев и книжников в алчности и лицемерии, а также притчи, произнесённые им в Иерусалимском храме, в том числе о Царствии Небесном.
В Великую среду мы вспоминаем предательство Христа Иудой Искариотом за 30 сребреников, а также грешницу, которая, омыла слезами и помазала драгоценным миром ноги Спасителя.
Великий четверг посвящен воспоминанию Тайной вечери в Сионской горнице — установлению Таинства Божественной евхаристии. Христос омывает ноги своим ученикам, совершая это как образ любви, желания служить людям и пожертвовать собой, не только ради своих учеников, а ради всего человечества, омыть первозданный грех наших прародителей. Он показывает своё смирение, в том числе, и по отношению к своим ученикам. Великая Пятница – это страшный день воспоминания о суде, распятии и крестной смерти Спасителя. Это тяжелейшее событие, о котором нам напоминают храмовые песнопения. Господь – Творец вселенной — претерпевает страдания и позорную смерть. Трудно представить горе Его Пречистой Матери, которая видела, как на Её глазах происходило поругание, издевательства и убийство Божественного Сына. Безумная толпа ради угождения своим страстям просит отпустить разбойника и убить Христа: «не ведают, что творят». Охранники мечут жребий об одежде распятого Христа, чтобы разделить её между собою. Один из распятых с Ним разбойников поносит Его, другой же первым входит со Христом в рай только по вере своей. События, описанные в Страстных Евангелиях, остаются в сердце христианина на всю жизнь. Они показывают, насколько безумно человечество, кровожадно и готово приговорить к смерти абсолютно невинного человека.
Великая Суббота – воспоминание о погребении Иисуса Христа. В этот день мы служим в белых одеждах, потому что знаем, что вот-вот наступит Пасха Христова. Об этом ожидании говорит богослужение, и напоминает пасхальная снедь, приносимая в храм для освящения.
В сердце каждого христианина живет трепет ожидания этой ночи Воскресения. Радость, которая приходит после «Святой Четыредесятницы» и Страстной недели – неимоверна. Звучание первого «Христос Воскресе» – переполняет радостью сердца. Нецерковному человеку не понять, как христианину трудно не посещать храм в этот период, это не объяснить. Однако в связи с сегодняшней нелегкой ситуацией я прошу на проповеди, чтобы люди, особенно пожилые, поберегли себя. Каждый из них важен для Церкви, для пастырей, для родных и близких. Каждый из нас может принести что-то тёплое и доброе в этот мир. Во всем нужно поступать с рассуждением. Ведь разум – это одно из отображений свойств Божьих. Он должен всегда работать, подсказывая человеку, как уберечь себя, родных и близких от беды.
Светлое Христово Воскресение является кульминацией богослужебного года. Богослужение начинается в двенадцать часов в полумраке пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити». Идет крестный ход и звучит первое торжественное приветствие «Христос Воскресе». Это восклицание трогает сердце настолько, что всё внутри трепещет.
– Обычай красить яйца в красный цвет на Пасху пошел от Марии Магдалины, когда она доказала императору Тиберию, что Христос воистину воскрес. Я знаю, что из пасхальных съедобных атрибутов есть еще кулич и творожная пасха, а что означают или какой сакральный смысл несут они?
– Кулич является подобием Пасхального хлеба — Артоса. Есть упоминание о том, что апостолы в знак того, что Христос находится рядом, оставляли часть хлеба в память, о том, что Он разделяет с ними трапезу. Поэтому на Пасху пекутся особые хлеба. У нас в Русской Православной Церкви – это Артос — высокий квасной хлеб с изображение Воскресения Христова, который поставляется на Пасху возле открытых Царских врат и до Светлой субботы находится там. После чего дробится и раздаётся народу в память о Христе, который раздел с нами Божественную трапезу.
– Некоторые придерживаются того, что святить надо только «четверговые яйца». Что отнести к традиции, а что к околопраздничным суевериям?
– Печалит, что вера у многих перешла в обрядоверие, внимание к внешним атрибутам, которые ничего общего с верой во Христа Спасителя не имеют. Мы можем долго говорить о том, что может быть от неправильно погашенной свечи, про платок, брюки и пр. Принося освящать вербы на Вербное воскресение, редко кто вспоминает, что этот праздник называется Вход Господень в Иерусалим, а вербы заменили пальмовые ветви, которыми встречали Христа, идущего принести Себя в жертву за всех нас. Или то, что люди, встречавшие Мессию, пришли посмотреть на воскрешенного им Лазаря, на чудо, потому что народу всегда нужно хлеба и зрелищ. Ожидая от Него земных благ, славы, богатства и мирового владычества народа израильского, они кричали ему «осанна в вышних!», а неделя прошла, и, разочаровавших в своих чаяниях, они стали кричать «распни его!». Это урок, который должен напоминать, насколько непредсказуема толпа. Обрядоверие — заноза в наших душах. Приготовление к встрече Воскресшего Спасителя, Который дарует нам вечную жизнь, не должно затмеваться вербой, свечкой, яйцами и куличами.
– Духовное подменяется материальным?
– Да. И это очень грустно. Даже люди, которые долгое время ходят в храм, часто остаются глухими к вещам духовным.
– В связи со сложной эпидемиологической обстановкой будут ли в субботу освящать яйца и куличи? В этот день в церквях и храмах всегда многолюдно.
– В целях обеспечения безопасности людей, освящение куличей будет проходить на улице. Священников в храмах немного, но мы постараемся делать это непрерывно. Со страниц газеты я обращаюсь к жителям и прошу поберечь себя и своих ближних, соблюдать установленные правила.
Духовенство будет служить Пасху, Воскресение Христово нельзя отменить. Мы слышим призыв Святейшего Патриарха воздержаться, поберечь себя и пожилых прихожан. На сегодняшний момент Священным Синодом для безопасности прихожан принята инструкция: протираются иконы, на помазании используются одноразовые палочки и т.д. Это делается из чувства заботы о людях. Первосвятитель, который долгие годы своего служения призывал людей посещать храмы, сегодня с болью и заботой говорит о том, что от посещения храмов приходится воздерживаться.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Хочу пожелать мира, твёрдости в преодолении этой сложной ситуации: пандемии. Заботьтесь о своих ближних, дарите им чуточку больше любви, доброты и тепла. Я думаю, что Пасхальная радость обязательно поселится в сердце человека, который несет в мир любовь, доброту и заботу.
Беседовала А. КУЛЬКОВА.
Статью прочитали:
раз