
Досточтимые организаторы, участники и гости Чтений, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас в этот знаменательный день, являющийся, своего рода апогеем наших XI Региональных Рождественских чтений. Для Александровской епархии они стали уже доброй традицией: общецерковным и общественным форумом, объединяющим духовенство, представителей власти, педагогов, ученых и культурную общественность. Особую значимость нашим встречам придает активная поддержка администраций муниципальных районов и личное участие представителей Правительства Владимирской области, Министерств образования, культуры и внутренней политики. Это зримое свидетельство того, что нас объединяет общая забота о духовном и нравственном здоровье нашего общества, о будущем Владимирской земли!
Тема нынешних Чтений – «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» – как никогда актуальна. Сегодня мы все становимся свидетелями того, как быстро и порой трагически меняется мир. Цифровизация, новые технологии, потоки информации – все это, как, впрочем, и многое другое, бросает вызов традиционным представлениям о человеке, его предназначении и смысле жизни. В этих условиях просто дать молодому человеку сумму знаний уже недостаточно. Подлинное просвещение немыслимо без твердого нравственного фундамента, который один только и может уберечь личность от разрушительных влияний, дать ей верные жизненные ориентиры и научить отличать добро от зла.
Великий русский историк Иван Ильин, размышляя над такими категориями, как просвещение и нравственность справедливо полагал, что просвещение как важный элемент формирования сознания и культуры должно основываться на нравственных ценностях и духовных истинах. Для него просвещение не ограничивалось лишь интеллектуальным развитием, но включало в себя и воспитание души, а нравственность он считал основой человеческой жизни. Он утверждал, что нравственные принципы должны быть основой для всех социальных и политических институтов. В его понимании, нравственность — это не просто набор правил, а глубокое внутреннее состояние человека, его связь с высшими духовными истинами.
Святейший Патриарх Кирилл однажды сказал: «нет противоречия между религиозной и научной картинами мира, как нет противоречия между математикой и музыкой, как нет противоречия между поэзией и химией, потому что каждая из этих областей деятельности человека описывает и изучает разные стороны бытия. Нельзя, опираясь на научные знания, отрицать Бога, так же как нельзя, опираясь на религиозные знания, отрицать достижения науки. Для того чтобы разум обрел веру, необходима его огромная работа. Никогда и никто не может сказать: я эту работу закончил, мне все ясно, – мыслящий человек постоянно ставит перед собой вопросы. Верующий человек должен всегда развивать свой ум, воспитывать его в вере. И не только для того, чтобы, по слову апостола, дать ответ каждому, кто вопрошает (см.: 1 Пет. 3, 15), но и для того, чтобы самому укрепляться в вере. Именно такое укрепление веры и способствует тому, что вера перестает быть только областью разума, а становится силой, захватывающей все человеческое существо. Когда вера начинает жить в сердце, тогда человек чувствует Божие присутствие. Бог является человеку уже не в логических построениях, не в интеллектуальных доказательствах, а в реальном опыте жизни, когда верующий чувствует присутствие Божие в молитве, во время принятия Святых Христовых Таин, когда это присутствие Господа в жизни столь явное, что человек постоянно ощущает его».
Эти замечательные слова Святейшего позволяют нам приблизиться к пониманию, быть может, самого главного: всякая попытка построить гармоничное общество, воспитать целостную личность, игнорируя духовное измерение человека, обречена на провал. Вера, являясь даром Божиим, создает в душе человека и в обществе ту единственно верную систему ценностей, в рамках которой только и возможно подлинное, а не иллюзорное развитие. История неоднократно доказывала, что отказ от этой системы, основанной на евангельских заповедях, неминуемо оборачивается трагедией – как для отдельной личности, так и для целых народов и государств.
Задача Церкви в современном мире заключается не только в том, чтобы возвещать эту истину словом, но и подтверждать ее делом, личным примером, меняя мир вокруг себя к лучшему. И Церковь, обладая двухтысячелетним опытом духовного врачевания, с любовью и ответственностью говорит миру о самой главной опасности. В то время как светские институты указывают на внешние угрозы, только Церковь с предельной ясностью указывает на корень всех бед –грех, который, подобно смертоносной инфекции, поражая сердце человека, распространяется на его семью, профессиональный коллектив и, в конечном счете, на все государство, ведя к личной, семейной и вселенской катастрофе.
Сегодня важно осознать, что борьба с этим злом, эта борьба за жизнь, за будущее наших детей, начинается не где-то далеко. Она осуществляется здесь и сейчас, в рамках нашей личной жизни, жизни каждого из нас. Именно от того, насколько каждый из нас способен противостоять греху в собственном сердце, зависит успех нашего общего дела.
Надеюсь, что наши XI Региональные Рождественские чтения, которые включают в себя столь разнообразные форматы, стали пространством искреннего и конструктивного диалога. Мы вместе искали ответы на вызовы времени, делились лучшими практиками и даже рождали новые идеи, которые помогут нам в нашем общем служении – служении делу просвещения и нравственного воспитания личности.
От всей души желаю всем вам плодотворной работы, интересных дискуссий, полезных знакомств и помощи Божией в ваших трудах. Пусть благословение Господне пребывает со всеми нами!
Статью прочитали:
раз








